Типы ищущих (Асанга. Абхидхарма-самуччая)

Небольшой подарок ценителям. Контекст такой. Асанга разбирает типы личностей, приходящих к Закону Пробужденных, в разных плоскостях. И одна из плоскостей — врождённая приверженность той или иной колеснице.

(1) Приверженец колесницы Послушников

– श्रावक–यानिकः पुद्गलः कतमः?

– Каков कतमः человек पुद्गलः, относящийся к колеснице Послушников श्रावक–यानिकः?

— Каков человек, относящийся к колеснице Послушников?
– यः समापन्नः वा, असमापन्नः वा श्रावक–धर्मता–विहारी, प्रकृत्या मृदु–इन्द्रियः, स्वविमुक्तये प्रणिहितः, वैराग्य–भावनया विमुक्त–आशयः, श्रावक–पिटकम् अवलम्ब्य, वीर्य–भावनया धर्म–अनुधर्म–चारी दुःखस्य अन्तम् अनुप्राप्नोति॥

— Тот, что यः либо वा добившийся समापन्नः, либо वा недобившийся असमापन्नः, уживающийся в реалиях послушников श्रावक–धर्मता–विहारी, по природе प्रकृत्या со слабыми моральными качествами मृदु–इन्द्रियः, нацеленный प्रणिहितः на личное освобождение स्व–विमुक्तये, намеревающийся стать свободным विमुक्त–आशयः взращиванием безстрастия वैराग्य–भावनया, опираясь अवलम्ब्य на Канон Послушников (ш́рāвака-пит̣аку) श्रावक–पिटकम्, практикующий большие и малые добродетели धर्म–अनुधर्म–चारी взращиванием усердия वीर्य–भावनया, он обретает अनुप्राप्नोति предел अन्तम् страдания दुःखस्य॥

— Тот, который либо добившийся, либо недобившийся, уживающийся в реалиях послушников, от природы со слабыми моральными качествами, нацеленный на личное освобождение, намеревающийся стать свободным путём взращивания безстрастия (ваирāгья). Опираясь на Канон Послушников (ш́рāвака-пит̣аку), он практикует большие и малые добродетели взращиванием усердия. Он обретает предел страдания.

РН Слово इन्द्रिय принадлежит буддийскому антиязыку. Детали см. у Эдгертона.
Слово वीर्य нужно читать глубже. Возможно, в буддийской традиции оно имеет узкий смысл. У Эдгертона нет.
Слово समापन्नः – пассивное причастие прошедшего времени от सम्+आ+पद् «попадать в какое-либо состояние». Помните, в ЙА есть термин समापत्तिः, который я перевёл как «отождествление». Явление, доступное вычищенному стакану Души. Возможно, здесь имеется в виду «полностью или не полностью разделивший Картину Мира Просветлённых». Ниже вы увидите, что этот признак «или-или» присутствует у всех категорий ищущих.
Если вкратце, то практика ничем не отличается от «йогической». Безстрастие как инструмент высвобождения из-под власти чужого сна и усердие, рвение, дерзновение как инструмент изнашивания бесноватости. Найдите принципиальные методологические отличия. Их нет.

(2) Приверженец колесницы Одиноких просветленных

– प्रत्येकबुद्ध–यानिकः पुद्गलः कतमः?

– Каков कतमः человек पुद्गलः, относящийся к колеснице Одиноких просветлённых प्रत्येकबुद्ध–यानिकः?

— Каков человек, относящийся к колеснице Одиноких просветлённых?
– यः समापन्नः वा, असमापन्नः वा प्रत्येकबुद्ध–धर्मता–विहारी प्रकृत्या, मध्येन्द्रियः स्व–विमुक्तये प्रणिहितः, वैराग्य–भावनया विमुक्त–आशयः, केवल–भावनया च अधिगत–वोधि–आशयः, श्रावक–पिटकम् अवलम्ब्य, वीर्य–भावनया धर्म–अनुधर्म–चारी अनुत्पादित–पूर्व–निर्वेध–भागीयः उत्पादि–तपूर्व–निर्वेध–भागीयः अप्राप्त–पूर्व–फलः अबुद्ध–लौकिकः अध्यात्म चेतनया आर्य–मार्ग–संमुखी–भूतः खड्‍ग–विषाण–कल्पः एक–विहारी प्रत्येक–जिनः वर्ग्ग–चारि दुःखस्य अन्तम् अनु प्राप्नोति॥

– Тот, что यः либо वा добившийся समापन्नः, либо वा недобившийся असमापन्नः, уживающийся с реальностью одинокого просветлённого प्रत्येकबुद्ध–धर्मता–विहारी, по природе प्रकृत्या средних моральных качеств मध्य–इन्द्रियः, нацеленный प्रणिहितः на собственное освобождение स्व–विमुक्तये, помышляющий стать свободным विमुक्त–आशयः посредством культивации безстрастия वैराग्य–भावनया, и च помышляющий достичь пробуждения अधिगत–वोधि–आशयः посредством одного лишь внутреннего опыта (?) केवल–भावनया, опираясь अवलम्ब्य на Канон Послушников (ш́рāвака-пит̣аку) श्रावक–पिटकम्, практикующий основные и вспомогательные добродетели धर्म–अनुधर्म–चारी посредством взращивания усердия वीर्य–भावनया, относящийся к тем, у кого прежде не были проявлены способности проницательности अनुत्पादित–पूर्व–निर्वेध–भागीयः, относящийся к тем, у кого прежде были проявлены способности проницательности उत्पादित–पूर्व–निर्वेध–भागीयः, с необретавшимся ранее плодом अप्राप्त–पूर्व–फलः, не принадлежащий миру Пробуждённых (?) अबुद्ध–लौकिकः, являющийся приверженцем Пути Возвышенных आर्य–मार्ग–संमुखी–भूतः [лишь] в собственном понимании अध्यात्म–चेतनया, живущий одиноко एक–विहारी подобно рогу носорога खड्‍ग–विषाण–कल्पः, одинокий Воитель प्रत्येक–जिनः, живущий кланом वर्ग–चारि, он достигает अनुप्राप्नोति предела अन्तम् страдания दुःखस्य॥

— Тот, который либо добившийся, либо недобившийся, уживающийся с реальностью одинокого просветлённого, по природе средних моральных качеств, нацеленный на собственное освобождение, помышляющий стать свободным посредством культивации безстрастия и помышляющий достичь пробуждения посредством одного лишь внутреннего опыта (?). Опираясь на Канон Послушников (ш́рāвака-пит̣аку), он практикует основные и вспомогательные добродетели посредством взращивания усердия. Он относится к тем, у кого прежде были или не были проявлены способности проницательности, с необретавшимся ранее плодом, не принадлежащий миру Пробуждённых, являющийся приверженцем Пути Возвышенных [лишь] в собственном понимании. Он живёт одиноко, подобно рогу носорога, являясь одиноким Воителем, [либо] живёт [узким] кланом. Он достигает предела страдания.

РН केवल–भावनया не совсем понятно, поскольку в остальных вхождениях основа भावना читается скорее как «культивация, взращивание». Но в словосочетании केवल–भावना нет предмета взращивания.
अबुद्ध–लौकिकः – не знаю, о чём это. Буквально – причастие от अबुद्ध–लोक, не-мир-пробуждённых. А пратьекабудда тогда – не принадлежащий этому миру. Но вряд ли в этом есть какой-то смысл. Девять к одному, что это тоже своё узкоклановое понятие.
Если вкратце, то одинокие просветлённые отличаются от послушников складом характера. Они больше интроверты, больше склонны к уединению. Им не нужны другие, об которых так приятно калиброваться, на которых так приятно равняться. Нет, у этих ребят есть свои внутренние стандарты. Они их доказывают своею жизнью, а не просто языком об забор чешут. Правда, стандарты эти от личности-эго. И это им часто мешает. Мешает выйти за рамки установленных для себя же стандартов.
Я мог бы сказать так: одинокий просветленный от имени недотёртой личности легко конструирует свой новый мир по своим правилам, где ему гораздо приятнее, чем в этом.
Если вы поперебираете нью-эйджевских кумиров, то среди них есть клан одиноких пробужденных. Причём, с неплохими наработками. Тыкать пальцем не буду, мне ещё старую карму изживать не переживать.

(3) Приверженец Большой колесницы

– महायानिकः पुद्गलः कतमः?

– Каков कतमः человек पुद्गलः, относящийся к Большой колеснице महायानिकः?

— Каков человек, относящийся к Большой колеснице?
– यः समापन्नः वा, असमापन्नः वा बोधि–सत्त्व–धर्मता–विहारी, प्रकृत्या तीक्ष्ण–ईन्द्रियः सर्व–सत्त्व–विमोक्षाय प्रणिहितः, अप्रतिष्ठित–निर्वाण–आशयः, बोधिसत्त्व–पिटकम् अवलम्ब्य, वीर्य–भावनया धर्म–अनुधर्म–चारी, सत्त्वान् परिपाचयति, शुद्धां बुद्ध–भूमिं भावयति, व्याकरणं च प्रतिलभते, सम्यक्–संबोधिं च साक्षात्‌–करोति॥

– Тот, кто यः либо वा добившийся समापन्नः, либо वा недобившийся असमापन्नः, уживается в реалиях бодхисаттв बोधि–सत्त्व–धर्मता–विहारी, по природе प्रकृत्या с жёсткими моральными качествами तीक्ष्ण–इन्द्रियः, мотивированный प्रणिहितः на освобождение всех существ सर्व–सत्त्व–विमोक्षाय, намеревающий необусловленную нирвāн̣у अप्रतिष्ठित–निर्वाण–आशयः, опираясь अवलम्ब्य на Канон бодхисаттв बोधिसत्त्व–पिटकम्, он практикует большие и малые добродетели धर्म–अनुधर्म–चारी культивацией усердия वीर्य–भावनया, делает зрелыми परिपाचयति существа सत्त्वान्, культивирует भावयति чистый शुद्धां уровень Пробужденного बुद्ध–भूमिं, и च обретает प्रतिलभते откровение व्याकरणं, и च непосредственно переживает साक्षात्‌–करोति Полное пробуждение सम्यक्–संबोधिम्॥

— Тот, кто либо добившийся, либо недобившийся, уживается в реалиях бодхисаттв, по природе с жёсткими моральными качествами, мотивированный на освобождение всех существ, намеревающий необусловленную нирвāн̣у. Опираясь на Канон бодхисаттв, он практикует большие и малые добродетели культивацией усердия. Делает зрелыми [других] существ, взращивает чистый уровень Пробужденного, обретает откровение, и непосредственно переживает Полное пробуждение.

РН Слово निर्वाण просто калькировал, чтобы здесь не раздувать никому не нужное обсуждение.
Слово व्याकरणम् у Монье имеет в связи с буддистами значение «Предсказаний как одного из девяти разделов писаний». Считается, что по каждому конкретному бодхисаттве сделано предсказание, когда он станет Буддой. Ну, или должен был бы стать Буддой.
К слову, раньше и настоящим астрологом считался тот, кто делал следующее. Заходит к нему посетитель. Он молча достаёт из ящика составленную карту и протягивает, ничего дополнительно не говоря. Т.е. если ты астролог, то должен заранее знать всех, кто к тебе по судьбе зайдёт. И знать их карты, не спрашивая дней рождения. Поэтому я себя астрологом всерьёз никогда не считал. Да и никем другим тоже.
Ладно, это просто к слову пришлось.
Идея следующая: мотивированность другими является идеальным способом не взрастить себе новую лярву-личность. На пути индивидуального освобождения недобитая личность, особенно без связи с Я-Душой, отрастает незаметно, как трава из-под стаявшего снега. А через заботу о других (ясно понимая, что нет никаких других) личность изнашивается ещё сильнее. Но для этого нужна прочная природная основа. И везение, чтобы эту основу нащупать под ворохом наносного мирского праха. Ибо то, что каждый из нас сейчас представляет, вовсе не означает, что это и есть его уровень. Мы все похожи на бездомных нищих, которые носят драгоценное ожерелье на шее, даже не представляя, что богаче любого толстосума.
Давайте я не буду сегодня затягивать с пояснениями, хорошо?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *