Амр̣та-бинду-упанишада 17

Давно ничего не читал с вами вслух. На это есть веские причины, но всё же попробую сделать исключение и «разбавить липкий жир котлет».

द्वे विद्ये वेदितव्ये तु शब्द–ब्रह्म, परं च यत्‌ ।
शब्द–ब्रह्मणि निष्णातः परं ब्रह्म अधिगच्छति ॥
две видйе ведитавйе ту —
ш́абда-брахма, парам̇ ча йат.
ш́абда-брахман̣и нишн̣āтах
парам̇ брахма адхигаччхати..

ту – теперь (зд. — для заполнения размера строки); ведитавйе — познать нужно; две – две; видйе – премудрости; ш́абда-брахма – богословие (букв.: словесного Бога); ча – и; йат – того, который; парам̇ – Верховный; парам̇ – Верховного; брахма – Бога; адхигаччхати – постигает; нишн̣āтах – искусный; ш́абда-брахман̣и – в богословии

Познания требуют две премудрости: богословие и Тот, что свыше.
Верховного Бога постигает искусный в богословии.

Изучение богословия позволяет инсталлировать в своё мышление теологическую картину мира, в которой центральную роль играет Высшее начало, как бы кто бы его ни называл. Эта КМ должна стать целостным описанием, т.е. собрать новый мир в качестве альтернативы миру материальному, бездуховному. На бумаге это выглядит казённо и не выражает ту бездну отчаяния, которую нужно умудриться перепрыгнуть в попытках собрать такую КМ в себе. Весь мир против. Живя в окружении богоборцев и постоянно индуцируясь об них, можно лишь надеяться на чудо, чтобы всерьёз обратиться и уверовать. В большинстве случаев всё заканчивается т.н. «духовным материализмом», о котором мы уже не раз писали.
Если честно, чем дальше, тем больше я склоняюсь к тому, что в современном социуме, в его гуще собрать божественную картину мира нереально. Исключение, возможно, составляют случаи, когда ты находишь единоверцев. И тогда вы начинаете мощно индуцировать друг друга. Но я сказал «возможно», поскольку ещё вопрос, во что и с какими целями верят те или иные единоверцы. Лично я успел такого насмотреться, что не приведи господь.
Мир всегда таков, каким мы его себе выдумываем. Внешний мир таков, каким его выдумывает большинство. Можно это называть «модой», «тенденциями», «культурой», «цивилизацией» и т.п., но на самом деле это производная верований основной массы людей. Сконструированное коллективное сновидение. И если мы живём в цивилизации богоборцев, то чтобы прийти к богу, нам нужно менять свой сон на альтернативный. А делается это именно в уме, путём собирания другого мира, мира божественного. И поскольку это – программа, то она где-то должна быть представлена. Представлена она в корпусе богословских текстов. Вот откуда выплывает первая задача – задача освоения богословия.
Но надо понимать, что Картина Мира – это некое тактическое описание реальности, заточенное под конкретные цели. Теологическая Картина Мира имеет конкретной целью познакомить нас с Богом. Поэтому после инсталляции такой КМ возникает вторая задача – обнаружить при помощи неё самого Бога.
Задумывались ли вы, что мы – побирушки. Причём во всём. Мы побираемся прахом, стяжая материю. Мы побираемся чувствами, стяжая острые ощущения. Мы даже информацией умудряемся побираться, периодически заходя на сайт «Обуздывая ветер», почитывая довольно нетривиальные тексты и ощущая причастность к чему-то ложновеликому. Мы средства делаем самоцелью. Средства обретения Себя, Души, Бога мы делаем фетишем нашего бытия. Это нормально, разумеется. Поскольку только в режиме забвения своей истинной природы мы можем продолжать жить в режиме утешательства, наслажденчества. Как только мы понимаем, кто мы есть на самом деле, нам становится нестерпимо тяжело смотреть на весь творящийся разгул и разврат. Однако, нам никуда не деться. Если хочешь ангельской жизни, нужно выработать навык жития ангела. И тогда эта самскара, будучи доминирующей в пакете кармы будущего рождения, сама выберет ангельские миры для своей распаковки. Такова логика.
Так, отвлеклись. ш́абда-брахман – буквально означает «Бог-Слово». Как начинается Библия? «Вначале было Слово. И слово было у Бога. И слово было Богом». Там в греческом варианте идёт λόγος, что означает не слово, а «мысль», «идею» или «замысел».
Как вводится Бог в Картину Мира? Сначала как понятие. Мы должны допустить существование чего бы то ни было, получить представление о нём. От кого мы можем получить представление о питахайе? Ну, видимо, о том, кто съездил в Южную Азию, попробовал её на вкус, отснял на фото и видео, и может как-то донести до нас. Пока мы не столкнулись с идеей питахайи где-то вовне, мы даже думать о ней не могли начать, верно? А что происходит дальше? Дальше, после первичного знакомства, происходит возрастание нашего интереса к явлению. Хочется попробовать. И мы либо ищем эту экзотику по элитным гипермаркетам, либо берём горящую путёвку в Тай. Так вот, с Богом точно такая же история. Сначала нам нужна идея Бога, выраженная в Слове. ш́абда-брахман – это Бог как отвлечённое понятие. Это «питахайя» в рассказах приятеля, картинках и видеоряде. Есть те, кто уже повстречался с Богом. Они описывают свой опыт. И точно так же, как не все зажигаются на идею «питахайи», так не все зажигаются на идею «Бога», даже в богословских описаниях. Это кармическая предопределённость.
В отличие от опредмеченных вещей внешнего мира Бог трудноотыскуем. Именно поэтому сказано: Верховного Бога достигает искусный в богословии. У нас должна иметься самая подробная карта местности, в которой нам придётся искать Бога. Мы должны иметь маяки-ориентиры в море тотального субъективизма, на воды которого собираемся спускать шлюпку своей судьбы. В противном случае мы потеряемся в этом море. Это не фигуры речи. Всё гораздо серьёзнее, чем вы можете себе представить.
Итак, подытожим смысл строфы. Бог постигается в два этапа: сначала как идея, как понятие, как системообразующий стержень теологической Картины Мира, затем как личное переживание Бога в своём сознании, как обожение себя. И чтобы второй этап случился, нужно быть усердным и умелым на первом. Вот такова идея…

2 комментария

  1. Наташа

    Ты зажигаешь звезды во мне
    И превращается тьма в свет…

    Вспомнилось

    Ответить

Добавить комментарий для Радим Навьян Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *