Амр̣та-бинду-упанишада 19

गवाम् अनेक–वर्णानां क्षीरस्य अपि एक–वर्णता ।
क्षीरवत् पश्यते ज्ञानं, लिङ्गिनः तु गवां यथा ॥
гавāм анека-варн̣āнāм̇
кшӣрасйа апи ека-варн̣атā.
кшӣрават паш́йате жн̃āнам̇
лин̇гинах ту гавāм̇ йатхā..

гавāм (С236 от गो) – у коров; анека-варн̣āнāм̇ – с различным окрасом; апи – всё же; ека-варн̣атā – единство цвета. кшӣрасйа – молока; жн̃āнам̇ – на Знание; паш́йате – нужно смотреть (в значении оптатива); кшӣрават – как на молоко; ту – ну а; лин̇гинах – на источники [оного] (С115/С116/С131/С132 от लिङ्गिन्); йатхā – как; гавāм̇ (С236 от गो) – в случае коров

У коров с различным окрасом молоко всё же одного цвета.
На Знание правильно будет смотреть как на молоко, на источники же [оного] – как на коров.

РН Грамматические замечания.
(1) लिङ्गिन् взял в значении «the cause or source» [Апте 1890:929]. Имеются в виду источники знания, т.е. конкретные тексты, доктрины, учения и т.п.
(2) Глагольная форма पश्यते вызывает недоумение. Почему свойский залог? Кто является субъектом действия по глаголу? Предлагаю прочитать оптативом: पश्येत, где исполнителем будет подразумеваться любой ищущий, любой духовный практик.
(3) Частица अपि здесь по смыслу читается как «всё же», «всё-таки».
(4) Грамматические признаки गवाम् во втором вхождении не совсем ясны. Слово взято в родительном падеже, тогда как ожидается винительный. Попытку отразить представленный признак предпринял в пословном переводе. А в связном перевёл по смыслу.
Теперь о смысле.
Если бы вопрос самопознания был таким же многообразным, ветвистым и путаным, как мирские так называемые «науки», то можно было бы даже не начинать подвигаться на духовной стезе. Однако, парадокс в том, что истина предельно проста. Единственная сложность – в нас самих, в нашей неспособности, а если уже совсем начистоту, то в нашем нежелании принять истину. Потому что она ранит самое наше нутро, лишает нас «жизни» и требует нашей «смерти». Естественно, что мы ей сопротивлялись, сопротивляемся и будем сопротивляться до последнего. В этом и заключается суть богоборчества. Это и есть синдром блудного сына.
Я сейчас не имею ни малейшего желания говорить в двух словах о том, в чём же заключается эта самая истина. Хотя в самой упанишаде она выписана выше. Вместо этого я заострю ваше внимание на подлежащей под всем этим идее. Если сравнить разные издания разных духовных текстов разных традиций с порталами к Знанию, то они будут выглядеть как двери, расписанные вензелями граффити. Что делают люди? Они ходят вокруг да около этих дверей, любуются вензелями, снимают на фото, на видео, делают селфи на фоне этих дверей, выкладывают в Инстаграммы, собирают лайки, организуют «Клубы почитателей Зелёной двери в жёлтый горошек», групповые автобусные туры к особо отдалённым дверям… Особо ушлые расставили между этими дверьми лотки, палатки, приторговывают всякой всячиной, гармонирующей с цветлом ближайшей двери. Другие деятели проводят тренинги и посвящения, по результатам которых даже выдают дипломы разных степеней с надписями «Настоящим подтверждается, что Алёна Козодоева прошла трёхдневный ритрит II степени у Бардовой двери пятого ряда Южного крыла». И никому из этих безумствующих уже давным-давно в голову не приходит, что двери нужны только для того, чтобы их открывали, для того, чтобы в них входили.
К счастью, не всем. Некоторые идут по жизни, не замечая всего этого духовного материализма, этого разврата под флагом духовности, идут, не имея никакого интереса ни к цвету дверей, ни к художественной ценности надписей на них. Идут, тянут за ручку, открывают и проходят. И все, входящие сквозь разные двери, оказываются в одном и том же месте, в одном и том же. По ту сторону…
Когда ты по ту сторону, всё меняется. Ты явственно видишь, где порталы, а где цветистые вывески лавочников. Ты можешь взять любой текст, любой традиции, вчитаться и дать ему толкование. При условии, что тебе объяснят термины используемого антиязыка. Для интеллектуала это отдушина. Тебе впредь не нужно как обезумевшему таскать домой тонны отобранных с особым тщанием книг. Читать их, подчёркивать, выписывать, конспектировать, комментировать для себя в стол и т.п. Ты имеешь внутри безмолвное знание как эталон, об который должно калиброваться знание книжное. Поэтому ворох всего наносного, пустопорожнего, но с назойливостью банного листа стремящегося увязаться за тобой, ты совершенно безразлично оставляешь в стороне.
У тебя есть своя корова. Может две или три. Может стадо. Не важно. Важно, что ты понимаешь: твои коровы дают принципиально такое же молоко, как дают коровы у других хозяев. Твоя корова чёрная. У соседа – рыжая. У бабы Клавы – пёстрая. Но тебе не приходит в голову зариться на их молоко, ты доволен своим.
Если духовные тексты разных традиций – это коровы, то наша задача – умудриться выдоить из них Знание. Как это принципиально делается, я пытался искренне и открыто показывать на страницах данного портала последние два с половиной года (с некоторыми перерывами на отдых). Но ваше Знание за вас никто не выдоит. Это тоже нужно понимать. Почему? Потому что Знание рождается внутри…
Бывают, конечно, особые случаи, когда Знание нам дарит воплотивший его в себе. Но у кого из нас хватит благих заслуг на такой подарок судьбы? У меня таких заслуг нет. Поэтому я, – как Яжн̃авалкья, который мог учиться только от самого себя, хотя и имел формально наставников, – вынужден был подвизаться дояркой в отношении тех текстов, которые оказались в моём распоряжении.
По поводу делений в людском мире я хочу привести аналогию. Представьте себе муравейник в лесу. Большой такой, до пояса. С южного крыла там у них муравьи-воины, с северного – муравьи-собиратели, в центре – муравьиха-мать, на западе – муравьи-строители, на востоке – муравьи-доители тли. Вы, как сторонний наблюдатель надмуравьиного уровня способны всерьёз воспринимать это деление? Ответ очевиден – нет. Так вот, человечество – это относительно маленький муравейник во Вселенной. И наши внутренние формальные отличия для уровня, стоящего над нами, не имеют никакого значения. Строение у всех людей принципиально одинаковое. А значит, и духовные законы эволюции распространяются на всех одинаково. Описания этих законов, зафиксированные в тех или иных традициях, это всего лишь пальцы, указующие на Луну. Вы не должны залипать взглядом на пальце, иначе упустите чарующее великолепие Лунного лика…
Духовная истина предельно проста. Этим она отличается от бескрайнего мирского словоблудия. Держите это в уме во время своих поисков и вспоминайте об этом, когда в очередной раз начнёт подташнивать от количества проглоченных непрожёванными текстов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *