СК 23 — окончание перевода

Для сверки тем, кто попробовал попереводить сам.
Можно заметить, что разум определяется через своё свойство. Ибо вне функции предубеждения разум себя не проявляет. Это как с танцем, который не существует вне потока движений танцора.
Дальше текст даёт перечисление четырёх просветлённых форм разума: дхарма, жн̃āна, вирāга, айш́варья.
Кратенько пробежимся, чтобы понимать, о чём речь.
(1) Дхарма – законопослушание, праведность, нравственность. Это выполнение долга, предписанного для вашего уклада жизни (сва-карма). Т.е. осознанное и безропотное отыгрывание собственной роли (сва-дхарма). Для отшельников дхармой выступает йама-нийама. Для мирян – в зависимости от сословной принадлежности.
(2) Жн̃āна – знание. Бывает двух видов: мирское и надмирское. Мирское – весь корпус мирских наук. Надмирское – внеконецптуальное знание отличия Души и поляризованной праматерии. Первое ведёт к рабству, второе – к свободе. Обратите внимание, что сама по себе саттвичность ещё не мыслится залогом свободы. Мы можем «слиться» своей святостью на тлен и пойти прахом за ним следом.
(3) Вирāга или ваирāгья – безстрастие. Бывает четырёх типов, но нам это как собаке пятая нога. По содержанию же представляет собой созерцательное мировосприятие. Но об этом мы относительно подробно читали в ЙА.
(4) Айш́варья – могущество. Восемь «Даров святаго Духа» или совершенств (сиддх), начиная с ан̣имы, махимы и пошло-поехало.
Несложно заметить, что доктринально в основе практически всех достижений лежит положительная поляризация или просветление разума. Т.е. вы можете стать великим мыслителем, великим делателем. Вы можете выйти из-под обуславливающего поля социума и начать левитировать. И даже убеждённость в том, что «я должен» отыгрывать свою роль – это тоже прямое следствие преобладания светлой праматерии в начале вашей частички космического разума. Собственно, и безстрастие как таковое объектом достижений не мыслится. Оно тоже будет выступать следствием просветления разума. Т.е. страсти опадают осенней листвою сами, не находя субстрата для приживания.
Наконец, третий смысловой отрывок гласит: «Обратное этому – помрачённая [форма разума]».
Помрачённая – тамасичная. Что значит «обратное»? Это значит адхарма, ажн̃āна, авирāга, анайш́варья. Ну и кратенько о них же:
(1) Адхарма – беззаконие, безнравственность, неправедность. Жизнь наперекор требованиям долга. Жизнь в одну калитку, ради своего бренного тельца и неистощимых чувств.
(2) Ажн̃āна – незнание, непосвящённость. Неспособность к овладению мирскими науками (несмышлёность), неосведомлённость об отличии Души от Матрицы.
(3) Авирāга – пристрастность. В миру это эмоциональная неустойчивость, падкость до соблазнов и искушений и пошло поехало вплоть до одержимости.
(4) Анайш́варья – немощь.
Таковы восемь форм разума. Почему в классификации нет раджаса, я выяснить пока не сумел.
В чём практическая польза классификации? В возможности объективно оценить текущую поляризацию своего разума.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *