Гӣтā 07:16 (дополнено)

चतुर्विधाः भजन्ते मां जनाः सुकृतिनः, अर्जुन – ।
आर्तः, जिज्ञासुः, अर्थ–अर्थी, ज्ञानी च, भरत–ऋषभ ॥
чатурвидхāх бхажанте мāм̇
жанāх сукр̊тинах, аржуна.
āртах, жижн̃āсух, артха-артхӣ.
жн̃āнӣ ча, бхарата-р̊шабха..

аржуна – о Аржуна; мāм̇ – меня; бхажанте – чтут;
сукр̊тинах – добродетельные; жанāх – люди; чатурвидхāх – четырёх видов; āртах – горемыка; жижн̃āсух – жаждущий просветления; артха-артхӣ – жаждущий богатства; ча – и; жн̃āнӣ – посвящённый; бхарата-р̊шабха – о Бык-Бхарата..

Меня, Аржуна, чтут добродетельные люди четырёх видов:
горемыка, ищущий просветления, жаждущий богатства
и посвящённый, о Бык-Бхарата.

(1) Слово āрта имеет два значения. В первом, узком, оно указывает на испытывающего недомогания в результате болезни. Именно в таком значении слово используется, допустим, в трактатах по айурведе. В широком значении это страдалец, претерпевающий мучения абсолютно любого толка: от потерпевшего по уголовному делу о хищении имущества до попавшего в ДТП и чудом выжившего. В нашем случае правильнее брать более широкое семантическое поле.
(2) Жижн̃āсу букв. означает «желающий познать». Но поскольку корень «жн̃ā» в духовных текстах обозначает «видеть напрямую, интуитить», то получается «ищущий просветления». Если же взять в более широком значении как просто «желающий [нечто] познать», то встаёт вопрос: причём здесь Бог? Чтобы разобраться в любой мирской науке, достаточно желания, усердия и качественный источник осведомленности (в идеале – наставник, мастер). Всё. Следовательно, речь идёт о желании просветления, основой которого выступает либо непримиримый диссонанс, вызываемый наличествующим миром, либо ощущение некой сокрытой тайны (āщчарйа), подозрение, что всё не так, как нам пытаются объяснить академики. В Щива-сӯтрах есть такой тезис:

विस्मयः योग–भूमिकाः
Уровни отрешения – это чудо [какое-то] (1:12)

Это на самом деле так. Точнее не скажешь. Обычно новый уровень сопровождается бормотанием «Это просто невозможно! Так не может быть!» и т.п. Но сначала нам нужно допустить это чудо как потенцию, для чего размягчить косность своих представлений.
Итак, ищущий просветления чтит Бога. Ибо только Бог даёт это самое просветление. Мы уже говорили, что в структурном разрезе это активация в стакане ангелов особой иерархии, которые изнутри объясняют сознанию, что к чему и кто оно есть на самом деле. Это вовсе не вопрос прочтения о чём-то извне. Извне мы инсталлируем не более чем рабочую систему интерпретаций, которой ангелы будут пользоваться впоследствии для нашего просветления.
(3) Артха-артхин – жаждущий богатства. Богатство, богатый и Бог – это однокоренные слова. В мире нет иного подателя/распорядителя богатств, кроме Бога.
(4) Жн̃āнин – посвящённый. Тот, кто уже на личном опыте пережил пробуждение и осознание своей истинной природы. Не важно, может ли он удерживать точку сборки в этом состоянии постоянно. Важно, что он этот опыт отследил, оценил и сделал фигурой, сумев сообразно новому опыту переосмыслить всю свою жизнь. Если вы действительно пробудились, а не погрязли в духовном лицемерии (дамбха на санскрите), то ваша жизнь неизбежно поменяется настолько радикально, насколько вы не могли бы себе загодя запланировать ни в одном радужном мечтании или кошмарном бреду.
Теперь пара моментов, которые сразу в глаза не бросаются.
(5) Первое. Условием богопочитания является наличие сукр̊ти. Сукр̊ти – это дхарма в значении благой заслуги, это дэ даосов, это благая карма буддистов. То есть, либо в вашем пакете прарабдха-кармы, обсчитывающем текущее воплощение, либо в пакете стяжаемой в рамках текущего воплощения добродетели должны иметься самскары-отпечатки послушания. Ибо добродетель – это деятельность сообразно божьим заповедям. Если же вы настолько разнузданный, что живёте в режиме «Я сам(а)», то даже в случае нищеты и желания разбогатеть или в случае напастей по жизни вы не обратитесь к Богу. Ибо у вас нет с ним кармической связи. Именно поэтому вы не найдёте ни одной религии, которая не имела бы корнем послушание. Точнее, есть достаточно узкораспространённые воззрения харизматов, допустим, пушт̣и-мāрга Валлабха-āчāрьи. Согласно оному, любовь к Богу может быть спонтанной, самопроизвольной, ничем не обусловленной милостью Его самого к своей страдающей частичке. Мы не намерены дискутировать на эту тему. По крайней мере массив изученного материала и личное понимания не дают ни единого основания к такой «безпричинной милости». Все примеры, которые я изучал (а я успел изучить приличное количество биографий великих людей) показывают, что за успехом стоит тот или иной подвиг.
Что касается богатства, то тут ещё проще. Любое материальное приращение – это не более чем обналичка своей благодати. Если есть что обналичивать, Господь тебе обналичит сообразно твоему запросу. Если на обналичку не хватает текущего запаса саттвы, то материализация может затянуться на годы и десятилетия. Ещё один трюк: сделать громогласное волеизъявление в среде возвышенных существ. Шанс, что оно сбудется, практически сто процентный. Но с такой же стопроцентной вероятностью результат вас не обрадует. Почему? Потому что вы по определению не можете желать себе истинного блага до тех пор, пока не пробудились. Когда пробудитесь, то сами поймёте, о чём идёт речь.
Если у человека нету сукр̊ти, это означает, что он безбожник или открытый богоборец. Он постоянно противопоставляет свою ничтожную волю воле Всевышнего, считая, что лучше знает, в чём для него истинное счастье. В итоге лезет в бараний рог, пока ему становится совсем не продохнуть. О таких упоминается в предыдущем стихе. Но у меня не было настроения его читать вместе с вами.
(6) И второй момент: у трёх из четырёх перечисленных категорий присутствует элемент корыстного желания. Горемыка жаждет избавиться от напастей, ищущий просветления – жаждет просветления и/или спасения, что одно и то же; ищущий богатства жаждет богатства. Это могут быть либо ярковыраженные желания, вплоть до одержимости, либо скрытые, очень тонкие следы в сознании. И эти желаемые результаты затмевают самого Бога. Поэтому три перечисленные категории раз за разом промахиваются с конечной целью. Страждущий после чудесного избавления может вернуться к своей неблагочестивой деятельности; жаждущий просветления поймать какой-то приход, посчитать, что это оно и возгордиться; жаждущий богатства соблазниться на это самое богатство и утратить незримое божественное руководство в своей жизни (а вместе с ним и удачу, которая оберегала годы и даже десятилетия). И только пробуждённый почитает Бога безо всякого личного интереса. Ибо сам процесс почитания для него и является самоцелью, доставляя несказанную радость.
За два года через портал прошло огромное количество посетителей. Из них на личный контакт вышло около десяти-пятнадцати человек. Из этих десяти человек задержаться смог только один. А я всё это время видел одно и то же: есть некая личность с неким глубинным запросом. Он тебе задаёт вопрос и, входя в контакт, показывает текущее состояние лицевого счёта в небесной канцелярии. Ты смотришь и понимаешь – тут без вариантов, обналичивать нечего. В итоге действительно – два-три предложения, разбежались. Худший вариант, это когда человека об тебя начинают чистить. Совершенно незнакомого, безбашенного и самовлюблённого. Бац-бац – он слушает, но не слышит первое китайское предупреждение. Бац-бац – второе. Бац-бац – и вот он уже сидит обтекает, попав в ситуационную заварушку по жизни, которую сам же обстряпал своими собственными ручонками. Естественно, он либо назначит тебя крайним, либо из страха больше не подойдёт на пушечный выстрел.
(7) Основной паствой будды были именно горемыки. Это легко установить через используемую в буддизме «методологию разгрузки сознания». Вспомним, чего касаются Четыре истины возвышенных? Они касаются страдания. Страдание выписывается всеобъемлющим свойством мироздания. Является ли это истиной? Разумеется, нет, поскольку представляет собой всего лишь способ смотреть на вещи, особую форму предвзятости. Однако, такая предвзятость позволяет ослабить влияние этой виртуальной реальности, а значит, расшатать точку сборки, цементированную на уровне тела. Ведь не зря же во всех сутрах раз за разом повторяется, что любой будда, татхагата, полностью пробужденный обязан быть умелым в применении искусных средств работы с умом.
Но даже здесь смотрите какая штука. Вот вы находитесь в незавидном положении, претерпеваете страдание. У вас естественным образом увеличивается пропорция благодати. Но если при этом нет заслуг перед Богом, или, в контексте буддизма – кармической связи с конкретным буддой или бодхисаттвой, который будет проповедовать в вашем не менее конкретном воплощении, то всё выстраданное и высветленное вы рано или поздно пустите прахом. Я приводил пример одной семьи, которую знал лично. Четыре человека. Мама – акушерка, папа – рабочий на заводе. Всю жизнь жили в малосемейке. Очень дружно, скромно, без ощущения своей обделённости, довольствуясь малым, проявляя в рамках доступного щедрость всем гостямм. Двое детей. Мальчики. В итоге старший умудряется своим умом, без подмазок поступить в Юридическую академию, заканчивает его с красным дипломом, ещё на практике его примечают, устраивают помощником прокурора. А через непродолжительное время он сам становится районным прокурором. со всеми вытекающими… Это не хорошо, это не плохо. Это просто природа вещей. Я к тому, что жидкое золото саттвы – это всего лишь духовный капитал. И на что вы его потратите, вам решать. Подвижники выбирают его не тратить. Во всяком случае, не тратить на себя. А миряне вынуждены помнить о необходимости выдерживать баланс своих «хочу» и «должен». Вот так это выглядит по факту. Собственно, именно в этом ключе Бог и богач — однокоренные слова. Ибо богатство, ещё раз, это обналичка заслуг.

В действительности заслуги перед Богом (в смысле профицита вашего сводного баланса доходов и расходов) сейчас встречаются крайне редко. А когда они есть, высок риск, что человек соблазнится благодатью, и она пойдёт в прямом смысле прахом…
Подводя итоги, можно отметить следующее: если идея Бога не приживается в вашем сознании, то причина здесь только одна – отсутствие заслуг перед Ним. Это не я сказал. Это сам Господь сказал. Для особо неверующих могу в индивидуальном порядке цитаты из Евангелие привести. Впрочем, «если надо объяснять, то не надо объяснять».

4 комментария

  1. Дмитрий

    «..Но если всё же стоит объяснить, то ничего не стоит объяснить».

    Ответить
  2. Наталья Рагозина

    Вы можете мне ответить, я тот самый человек, который без вариантов и обналичивать нечего или я все-таки могу потянуть санскрит и смогу оправдать потенциал, которые Бог дал такой неумёхе распоряжаться этим
    Я верю и чту Бога и люблю его очень
    Во сне общаюсь с духами иногда и на яву. Точнее сказать они сами общаются
    Снимаю симтомы болезни у животных и у своих близких
    И уже долго почему-то думаю о санскрите, хотя сама и английского не знаю.
    Я никогда еще ничем не занималась всерьез и надолго кроме семьи, но и никогда так не хотела ничего как изучение этого языка. Но боюсь не потяну в силу отсутствия привычки что-либо доводить до конца.
    Можно поинтересоваться вашим мнением? Пусть это желание так и станется навящевой идеей или может у вас есть какие-то критерии оценки смогу или нет?

    Спасибо

    Ответить

    1. Наташа, здравствуйте.

      radimnavyan@gmail.com — черкните мне на почту своё категорическое «здрасьте» и я постараюсь сделать для вас всё, что в моих силах. Прилюдно как-то не совсем верно личные вопросы обсуждать, не правда ли?

      РН

      Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *