Бог — это таинство

Год начинается достаточно бодро. Мне уже дважды скинули ссылки на получивший резонанс случай привлечения к административной ответственности преподавателя йоги за публичную лекцию по йоге на фестивале «Ведалайф» с нарушением законодательства о миссионерской деятельности.
В этой связи я какое-то время повызревал и хотел бы рассмотреть максимально общо происходящие процессы.
Чтобы правильно оценивать работу Матрицы, нужно вспомнить две основные и единственные цели, которые перед ней стоят. Таковыми выступают а) получение острых ощущений (бхога, даршана) и б) выход из-под очарованности виртуальной реальностью (апаварга, кайвалья). См. ЙА 2:18, СК 21.
Давайте сравним Матрицу с любой сетевой игрой. Мы это не раз уже делали и будем продолжать делать, поскольку сравнение очень наглядное. Итак, есть игра. Она завлекает своей новизной всё новых и новых игроков, которые в неё загружаются, создавая/выбирая себе Героев. Основная задача игры – быть интересной, обеспечивая предельно полное погружение в обсчитываемую, конструируемую виртуальную реальность. Это возможно только при условии, что вновь прибывающие игроки не знакомы с принципом устройства игры. В таком случае эффект новизны обеспечивает неподдельные, искренние чувства радости успехов и разочарования неудач. Вот та полярность сукхи-духкхи, которая интересует любого вновь прибывшего Игрока-Пурушу.
И вот представьте себе ситуацию, когда вам на входе сразу же вручают «Памятку осознанности Игрока». Используя её, вы взращиваете и удерживаете в сознании особый центр, некйи очаг возбуждения, содержащий идею-памятование о себе настоящем. Это как если я играю в компьютерную игру и периодически отвлекаюсь от неё, чтобы побыть собой человеческим телом. Это разотождествление, отчуждённость с компьютерным героем (та самая йога) в любом случае снижает градус вовлечённости в игру, а значит, лишает возможности пережить всю глубину остроты ощущений, доступных в Матрице.
Итак, к чему я веду своё витиеватое описание? Задачи бхоги и апаварги являются взаимоисключающими, контрадикторными в своей сути. И вместе с тем Матрица не может не обслуживать их обе, поскольку иначе оказывается лишённой прикладного смысла. Поэтому в ней присутствуют хитрые механизмы взаимокомпенсации и взаимообуздания обеих этих тенденций. Вот именно в этой плоскости мы можем правильно рассмотреть глобальные исторические процессы раскрытия и сокрытия истины, выглядящие как волны прилива и отлива.
В рамках сокрытия истины эта истина всегда и во все времена является достоянием узкой группы посвящённых. Они сравнимы с воспитателями в детском саду. Воспитатель присутствует на той же самой детской площадке, что и несмышлёные карапузы, однако он занят совершенно иным. Если дети ковыряются в песочнице, прячутся под верандами, пробуют лизнуть стойку металлического турника на морозе или играют в «классики», то задача воспитателя – отслеживать, чтобы Саша и Витя не начали швыряться песочком друг другу в глаза, чтобы вовремя вытащить застрявшего под верандой толстяка Петю, чтобы тёплой водой отлепить незадачливый язык Димы, чтобы Серёжа не мешал Вале и Маше прыгать по клеткам «классиков». В общем, воспитатель выступает тем обуздывающим началом, которое при удачном стечении обстоятельств позже у ребёнка взрастится внутри в виде нравственности.
Теперь попробуйте посмотреть на детскую площадку глазами воспитателя. Есть ли смысл в этой площадке для самого воспитателя? Для него в этом смысла нет. Потому что он уже свой период детства оставил далеко позади. Однако он при всём желании не сможет дать понять малышам, что и для них эта площадка лишена смысла. Не только не сможет, но и не захочет. Ибо совершенно чётко понимает, что это не так. Поэтому свои знания о взрослой жизни он держит при себе, общаясь с малышами только на том уровне, на котором они способны понять и принять информацию.
То же самое в жизни. Опытные игроки, понимающие назначение Матрицы, выступающей эдакой вот песочницей для духовных малышей, не будут нагружать детей знаниями о взрослой жизни, совершенно точно понимая, что всему своё время.
Представим обратное. Вот ребёнок приходит на площадку. Ему зачитывают лекцию о том, как нужно вести свой бизнес, строить семью, служить Родине и т.п. Ему рассказывают о том, что праздное времяпрепровождения (все эти качельки, ляпки, прятки, резиночки, войнушки) недостойно звания «человек». И, после десятого-пятнадцатого повторения даже совершенно ничего не понимающий ребёнок начинает ощущать какую-то свою ущербность. Дескать, я чем-то не тем занят. К чему это приводит? К той самой неспособности тотально погружаться в Игру. Поэтому нужны меры пресечения таких вот неуёмных проповедей, сбивающих с толку молодые неокрепшие Души. И такие меры пресечения были, есть и будут всегда. Любая попытка любого истинно духовного учения множиться в массы встречает жестокое сопротивление. Если же она завоёвывает умы народа, то происходит её вырождение. По принципу «Если не можешь победить врага, обними его!» Т.е. из пути спасения религия становится ещё одним методом утешения, услады. Ткните пальцем в любую массовую религию, а потом присмотритесь сквозь призму означенных особенностей. Вы неизбежно увидите, что любая массовая религия – это не более чем форма приятного времяпрепровождения, утешательства (во всех смыслах этого слова: от услады чувств до утешения в горестях).
Теперь возьмём задачу апаварги. Ведь Матрица не может допустить, чтобы в ней совершенно исчезла информация об истинном положении вещей. Тогда что же? Создаются архивы с функцией резервного копирования. Эту роль выполняют те или иные закрытые кланы посвящённых, где знания передаются от поколения к поколению, но только среди своих. Брахманизм – вещь в себе. Буддийская теократия Тибета – элитарный клуб. Кашмирская трика – знание для избранных. Учение тольтеков, даосизм, средневековая алхимия, гностицизм и т.п. – всё это закрытые клановые массивы знаний.
Но что происходит? Знание должно не просто копироваться на уровне информации, но и периодически освежаться, подтверждаться личным опытом адептов, а также находить новые формы выражения, адекватные для своей эпохи. Кроме того, зрелые души ведь не всегда воплощаются в кланах посвящённых. Поэтому им тоже нужно обеспечить доступ. Для решения этих задач периодически закрытое знание становится общедоступным. Причём, делается это принудительно. Посмотрим на примерах.
Вот китайские коммунисты приходят покорять Тибет. Как результат, вся теократическая верхушка тибетского общества оказывается на правах евреев лишённой родины. Вынужденно – подчёркиваю, вынужденно – рассевается по всему миру. Но это же приводит к тому, что знание оказывается общедоступным, поскольку теперь приходится проповедовать язычникам, варварам, чтобы заработать на кусок хлеба.
Вот брахманизм, столкнувшись сначала с пассионарностью арабов, а позже с изысканным гедонизмом капитализма западного образца, вдруг извращается в своей сути: священники с щенячьим восторгом продают своё право первородства за чечевичную похлёбку, обслуживая правящий класс интервентов. В итоге знание, ранее доступное только узкой группе людей, оказывается теперь формально общедоступным.
Я говорю формально, потому что взять истинное знание, выписанное первичным кодом, может только зрелая душа. Любая другая прочтёт, но не найдёт внутри никакого отклика.
Итак, мы видим типичную диалектику, единство и борьбу противоположностей. С одной стороны, идёт процесс сдерживания безудержного раскрытия истины, чтобы молодые души не сбивались с пути постепенного взросления, не лишались возможности отыгрывать те сценарии, ради которых сюда пришли. С другой стороны, задача поддержания в актуальном состоянии запредельного знания вынуждает Матрицу периодически делать это знание формально общедоступным, чтобы зрелые души получили прямое посвящение через хранителей дхармы, ангелов господних, развоплощённых учителей и т.д.
Поэтому в очередном усилении железного занавеса не нужно спешить видеть мрачные предзнаменования. Это совершенно типичная для Матрицы программа. Подумайте лучше вот о чём. Пока знание является формально общедоступным, его никто не ценит. А если знание не ценится, у вас никогда в сердце не взрастится вера, которая выступает ключевой движущей силой на пути самоосознания. А теперь представьте, что доступа к знанию не стало. И вот у вас внутри уже информационный голод, характерное томление духа. И на этом фоне, встретив живого носителя знания, у вас в разы больше шансов уверовать, поскольку ваша чуткость на фоне выголодовки на порядок выше.
Дело не в том, что происходит вовне. Вся соль жизни – в нашей внутренней работе, в потоке наших мыслей по поводу происходящего. Если вам пришла пора, вы найдёте Себя при любых условиях. Если же вам не время, то даже все знания мира, поднесённые к вашим лотосным стопам, ничего для вас не смогут сделать. Именно поэтому «лучше свою ничтожную роль отыграть с огрехами, чем безупречно пародировать роль чужую».
Я наскоро пробежался по содержимому портала и сделал вывод, что в общедоступных материалах здесь в общем-то нет ни единого признака миссионерской деятельности. Нет ни религиозной организации, которую я мог бы представлять, ни цели кого-то куда-то вовлечь. Просвещение в смысле Руссо, Робеспьера, Вольтера и прочих материалистов, о котором заявлено в шапке портала – это не более чем попытка ситуационной подачи чуть более качественной, отборной информации относительно человека, мира и их взаимодействия, нежели представлена в виртуальном пространстве в целом. Кроме того, портал не задумывался как долгоиграющий проект. Поэтому, если веяния времён будут колючими и холодными, то «Обуздывая ветер», мы растворимся в его потоках примерно так же ненавязчиво, как когда-то появились.

Многое, что хотелось бы проговорить в рамках данной темы, я охватить не сумел. Или не захотел. Но наиболее поверхностный смысловой слой, думаю, нам поднять всё же удалось. Помните главное: Бог (кто бы что бы о нём ни думал, ни говорил) – это всегда таинство. А для таинства достаточно тайников вашего сердца. Которые у вас никто никогда не отнимет, какими бы лютыми ни были внешние обстоятельства.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *