Желания. Первичное знакомство с темой

Желания – это жупел духовной жизни. В том смысле, что ими пугают неокрепшие сознания, объявляя главным врагом просветлённого (см., напр. Гӣтā 3:37).

Я хочу предложить несколько более отстранённый (и, смею надеяться, непредвзятый) обзор на тему желаний. Возможно, у кого-то он снимет внутренние блоки через крупицы нового понимания, у кого-то вскроет способность творить свою жизнь, у кого-то подпитает уверенность в выбранных практиках, кого-то предостережет от впадания в крайность по причине скудоумия и т.п.
Итак, наиболее типичное имя для обозначения желаний на санскрите – это «кāма». Напомню, для начала, что сообразно буддийской традиции наш план бытия так и именуется – кāма-дхāту или Измерение желаний. Это уже о многом говорит, не правда ли?
Теперь обратимся к космологии брахманизма. Вот строка из Нāсāдия-сӯкты:
कामः तद् अग्रे सम् अवर्तत अधि मनसः रेतः प्रथमं यद् आसीत्।
«Поскольку прежнее стало детородным семенем, то вначале поверх ума всецело проявило себя желание (кāма)» (Р̊в 10.129:4).
О чём идёт речь? Творение этого мира начинается с того, что Творец (Господь) замечает факт вызревания семян желаний, засеянных живыми существами за предыдущий цикл функционирования Матрицы. Он проводит считывание всей суммы программ-намерений и, обработав полученные данные, в точном соответствии с этой информацией запускает процесс Творения. Т.е. каждая новая Матрица – это продукт нереализованных желаний индивидуальных сознаний (Душ), накопленных в рамках прежней.
В Таиттирия-упанишаде это выражено следующим образом:
«सः अकामयत– «बहुः स्यां प्रजायेय» इति। सः तपः अतप्यत। सः तपः तप्त्वा, इदं सर्वम् असृजत, यत् इदं किंच»
«Он возжелал: «Да стану я многим, да буду я рождён». Он выполнил считывание. Выполнив считывание, он сотворил, всё это, что бы то ни было» (ТУ 1:6).

Пусть и разными словами, под разными углами, но всё же показано одно и то же явление: в основании этого мира лежит первичное желание.
Это то самое желание, которое в Библии поименовано словом «логос», а в русском синодальном переводе звучит как «слово» во фразе «Вначале было Слово, и слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин 1:1).

Что это такое? Это первичный программный код, сообразно которому Бог-суперкомпьютер начинает обсчитывать нашу виртуальную реальность.

Отсюда важный вывод: если я как сознание оказался в данное время в данном месте, следовательно, у меня есть интерес. И этот интерес – ничто иное как нереализованные желания.

А дальше всё сводится исключительно к нашему непониманию типологии желаний.
Давайте для затравки вспомним, как Кр̊шн̣а именует Себя помимо прочих сравнений:
धर्म–अविरुद्धः भूतेषु कामः अस्मि
«Азъ есмь желание (кāма) в органических созданиях, не противоречащее дхарме» (Гӣтā 07:11).

Итак, мы видим, что желание, которое обладает признаком «непротиворечивости дхарме», есть выражение Божественной Воли в каждом из нас.
Чтобы понять, о чём идёт речь, нужно владеть матчастью. Господь (Ӣщвара) – это воля, опирающаяся на чистую саттву (благодать). Поэтому желания Господа по определению чистые. И их правильнее было бы именовать помыслы.
Отсюда – любые саттвичные помыслы – это желания от Бога.
В чём отличие божественных желаний? Чтобы ответить на этот вопрос, ещё раз вспомним, на чём основывается намерение Бога. Намерение Бога представляет собой желание обеспечить все живые существа возможностью для реализации своих желаний, т.е., если говорить более общо, божественные желания – это желания блага для других.

Теперь нам осталось лишь пробежаться по остальным ипостасям матрицы, чтобы ознакомиться с иными типами желаний.

Итак, в фазе помутнения (раджас) желания носят форму личной корысти. Т.е. сознание желает чего-то для себя, поскольку не понимает, чем в действительности является.
Наконец, в фазе помрачения (тамас) желания носят характер стремления причинить вред окружающим, поскольку изрядно потухнув, сознание спешит назначить крайними в этом скорбном факте кого-то из окружающих и выместиться на нём при первой возможности.

По характеру своих активных желаний я легко могу определить, в какой модальности нахожусь, какая ипостась Матрицы у меня доминирует в моменте.

Сказанного достаточно, чтобы понять, по каким ступеням осуществляется очищение желаний: от подсознательной агрессии, нацеленности вредить другим через озабоченность личными интересами к идеалам служения другим. Именно в этом контексте, ставя читателю высокие идеалы, я системно под разными углами выписывал тему служения, жертвенной жизни. Ибо сказано в Евангелие, «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф 5:48). А как мы успели увидеть, совершенство Господа – это забота о других. Я вам скажу больше: эта же идея отрисована даже в сугубо материалистической Теории систем. В ней говорится, что высокоразвитые системы отличаются от прочих тем, что работают на отдачу, заботясь о своём окружении. И это наработка материалистов, — каково, а?!

Естественно, с точки зрения равноправности всех ипостасей Матрицы никакой из типов желания ни лучше. И желания серийного маньяка принципиально равнозначны желаниям принявшего обет бодхисаттвы. Разница в предпочтениях. Последний ближе к Богу (даже если не приемлет его идею), первый – несравненно дальше. Именно за счёт такой разноудалённости от божественного плана и формируется Табель о рангах небесных чинов. То, какими помыслами мы живём, определяет наш текущий небесный чин. Поэтому существование демонов и богоборцев – это не прихоть Бога, а его милость для тех сознаний, которые желают пребывать в подобных состояниях. Вот такое решение проблемы теодицеи (гугль в помощь).

Напоследок я зарисую несколько прикладных аспектов темы работы с желаниями.
Итак, первое, что нужно понять – Матрица отзывчива на наши желания. Ибо их реализация и есть её предназначение. Отсюда следствие: всё, что мы имеем, есть прямое следствие наших желаний.
Фраза «Бойтесь желаний – они имеют склонность осуществляться» касается того прескверного факта, что между нашим помыслом и его реализацией в Матрице имеется известный временной люфт. И за это время мы успеваем нажелать кучу всего. В итоге рано или поздно мы оказываемся опутаны нашими желаниями, взаимоисключающими друг друга. И уже не способны понять, где чей хвост. Вот почему «гаханах карман̣ах гатих».
Желать – это целое искусство. Здесь нужно знать, как формулировать желания на уровне намерения, за счёт какого ресурса осуществляются желания, к чему принципиально приводят желания в той или иной модальности, как можно отменить желания, распутать тот или иной кармический узел и всякое такое прочее.

Итак, это первый момент: желания реализуются всегда. Настолько, насколько мы сами им не препятствуем.
Второй момент касается этих самых препятствий. Очень часто мы сами душим или подспудно отменяем наши желания, запинаясь за те или иные кочки. Типичным примером здесь будут предвзятости насчёт формы реализации желаний.
Допустим, мне в подростковом возрасте было предсказано ангелами: «Будешь помнить Бога – будешь иметь всё!» Если даже желание иметь всё при этом не породилось, то представление о том, как должно выглядеть это «всё» у меня в виде ожидания всё же сформировалось. А могло ли быть иначе у двенадцатилетнего мальчика? И вот в очередной раз пеняя Богу я брызнул ядовито: «Так это такая хитрая разводка у тебя, Дьявол? Заманить на путь гнилой духовности, чтобы лишить всего…» Ты начинаешь в очередной раз противиться Богу, перечить, пытаться продавливать свою ничтожную волю. Но проходит время, ещё пара лет примерно, самство на фоне личной немощи подыстаскалось, приходят реализации. И в один прекрасный момент ты вдруг всё понимаешь: «Обретя Себя, ты действительно имеешь всё». Ибо ничего из того, что телесноориентированное существо может назвать «своим», никогда ему не принадлежало, не принадлежит и принадлежать не будет. «Своим» может быть только твоя истинная природа, твоя Душа. И обретя её, больше тебе уже ничего не нужно. Как говорят даосы, «утром постиг дао, вечером можно умереть». Но ведь если бы у меня не было предвзятостей и ожиданий (тонкая форма желаний), то всё случилось бы гораздо раньше.
Или ещё пример. У меня в сознании куча активных схем идеальных межличностных отношений. И для Матрицы это приказы – воплотить такие божественные отношения в моей повседневной жизни. Однако, я не даю самой Матрице выбрать подходящих исполнителей на свободные роли. Я постоянно пытаюсь накладывать эти самые известные мне роли на тех, с кем общаюсь. И тем самым обуславливаю тех, кто не хочет обуславливаться. В действительности же всё не так. Под любую потенцию роли уже есть ответственные исполнители. Но это не моя головная боль искать и находить их. Они сами со временем появятся. Я же должен всего лишь замечать, в ком какие роли активны, а не накладывать свои ожидания. И дальше безо всяких сожалений отпускать тех, кто в набор свободных ролей моего мира не может и даже не хочет выписываться. «Низкий поклон. Доброго пути!» — и разошлись. И если бы меня загодя кто научил такой работе с желаниями, такому мировосприятию, не было бы последних двенадцати лет ада. Впрочем, я не уверен, что смог бы тогда сейчас написать вам то, что написал. Так что сожалений по поводу того, что было, не имею точно. Но изоляция и закрытие ранее запущенных программ заняла приличное количество времени.
Некоторые любят говорить: «Человек не создан для того, чтобы оправдывать чужие надежды». Однако, это всего лишь отражение помутнённого состояния сознания. В гармоничных паттернах изначально заложен интерес партнёра, высшее благо другого, а не моя блажь. А потому желающих воспользоваться шансом реализовать это высшее благо всегда будет хвостатая очередь. И вопрос будет заключаться в способности или неспособности воспользоваться этим самым шансом.
Однако обратное, а именно – молчаливое согласие с самодурством партнёра – для Матрицы звучит всегда одинаково: как волеизъявление на новые программы межличностных отношений взамен имевшимся ранее. Поэтому имейте в виду: когда мы соглашаемся с чем-то, считая, что мир не может обеспечить нас тем, чего желает наша Душа, это всегда продажа права первородства за чечевичную похлёбку. И если я продался, то я и несу всю ответственность за тот скорбный факт, что моим высшим идеалам не суждено воплотиться в этом воплощении. Типичный пример: Абхай Чаранаравинда. Всю жизнь до седых волос он пытался облагородить свою жену, посвятить в таинства богопочитания. И ни капли не преуспел на этом поприще. Однако принял отречение от мира, стал известен как Свами Прабхупада и привёл к богу тысячи индивидуальных душ. Ещё более яркий пример: Сиддхартха Гаутама. Отказавшись от предложенного ему по умолчанию царства и тысяч наложниц, он сумел за две с половиной тысячи лет воплотить истинные идеалы Дхармы во всём мире. Разумеется, такое встречается нечасто. Но в менее выраженной форме эта же программа имеет место в жизни почти каждого из нас.

Третий момент. Если вы хотите разобраться в хитросплетениях своей кармы (повязанной на желаниях), вам нужно а) свободный ресурс саттвы, б) свободный ресурс времени, в) кармический терапевт. Саттва пойдёт на выслеживание активных программ, чей код актуализируется в виде событийного ряда. Время пойдёт на перепросмотр, в ходе которого эти программы ловятся. Кармический терапевт подтвердит состоятельность улова и подберёт способ выпутывания из текущего замеса. Но здесь, как правило, есть отменяющие факторы. Дело в том, что заниматься собою человек начинает только тогда, когда жизнь его уже прижала к стенке и взяла за глотку. Но даже в этом случае ему нужна рыба, а не удочка. Он ждёт чудодейственной таблетки: выпил – выздоровел. Это раз. Второе: у него отсутствует свободный ресурс саттвы, поскольку запущенные кармические процессы суммарно поедают весь объём оперативного внимания. Третье: у него отсутствует свободное время, чтобы расплетать косички своей кармы, ибо он занят обслуживанием того, что успел нагородить. Четвёртое: у него нет благих заслуг, чтобы им занялся кармический терапевт. Вот почему по общему правилу те, кому нужна помощь, эту помощь получить не в состоянии.
Вы скажете: но ведь бывает же обратное. Да, бывает. Желание выбраться из кармического замеса – это такое же желание, как и любое другое. И под его реализацию в Матрице есть инструменты. Поэтому реализованное существо может нипочему одарить вас а) порцией саттвы, б) порцией времени, в рамках которого будет заниматься вами и в) безплатным диагнозом по вашей текущей ситуации. Иногда этого оказывается достаточно, чтобы сбить расклад с мёртвой точки. Или хотя бы сгармонизировать формы отработки программ, сделав их предельно мягкими.
Четвёртое: в качестве общего совета (в первую очередь самому себе) я бы выписал сдержанность по части желаний. Это должно выглядеть как некая внутренняя культура желать редко, желать обдуманно. Ибо часто даже оброненные вскользь фразы принимаются миром к исполнению незамедлительно. Иногда проще изолировать посыл в момент его проявления в сознании, подержать под пристальным вниманием и понять его тщету. Это является мощной практикой работы с семенами кармы. И если вы освоили хотя бы начальные уровни дхьяны, то можете такую практику внедрить в свой арсенал.

В заключение по поводу строфы 03:37 Гиты. В этом и подобных случаях слово «кāма» читается в узком смысле как своекорыстное желание чувственного наслаждения в модальности помутнения. Именно такое желание объявлено вечным врагом просветлённого. Ибо при более широком толковании получается, что сам Господь (ӣщвара), обладая желаниями, оказывается подвержен низшим модальностям Матрицы. Однако это противоречит откровениям.

Как видим, желания – это вовсе не то, что мы себе напридумывали. И попытка одолеть желания – это заведомо борьба с ветряными мельницами. Будучи частью кāма-дхāту, мы являемся продуктом тех или иных желаний. А как известно, «в кипящем котле нет прохладного места». Поэтому вместо изживания желаний правильно вести речь об их облагораживании за счёт смены преобладающей модальности (об этом см. выше).
Предложенная заметка не претендует никоим образом на широту охвата и глубину отрисовки темы. Но в качестве набора дополнительных вводных к вашему внутреннему мироописанию видится нам вполне уместной.

1 комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *