Разочарование

На часах 13:13. С вечера чувствую сгустившийся до предела эфир. Чтобы разрядить его, решил написать данную заметку.
Разочарование. Вы не сможете отрицать, что это слово вызывает у вас негативные коннотации. И это, мои хорошие, диагноз. Дальше пойдёт жизненно важная информация, поэтому если уж выбрали читать, читайте с предельно доступной вам внимательностью.
Итак, разочарование как ярлык указывает на явление, которому явно должно предшествовать очарование. Ибо невозможно разочароваться, если предварительно не очаровался. Что значит очароваться? Это значит попасть под чары. Теперь посмотрим на значение слова «чары». Чары – это волшебство, колдовство. Это то самое, что в санскрите именуют словом माया (уверен, все кому нужно уже научились читать нāгарӣ). Следовательно, разочароваться – это значит выйти из-под власти этой самой माया, которая есть ничто иное как незримая сила, удерживающая нас как потоки внимания в болоте сам̇сāры.
Но парадокс заключается в том, что никто не хочет разочаровываться. Во всяком случае мне не посчастливилось встретить такую воплощённую возвышенную душу живьём. Если мы присмотримся к себе, то заметим, что любое частное разочарование мы стремимся тут же заместить новой, свежей очарованностью. Почему? Потому что это и есть жизнь человеческого существа, порабощённого путами мира.
Нужен глубокий личный опыт трансформации Себя, чтобы увидеть величие в акте разочарования, случившемся в сознании Сиддхартхи, когда он оставил семью и ушёл на борьбу со смертью. Нужно протрезветь самому, прежде чем оценивать трезвые поступки других.
Мои разочарования долго поджидали меня толпой. Где-то тёмной ночью за углом. Возможно, поэтому у меня не оставалось шанса заместить одну частную разочарованность новой. И количество единичных разочарований вылилось в тотальное разочарование жизнью. Даже сейчас я предугадываю, что вы воспринимаете читаемое в негативном ключе. Но тут я ничем помочь не могу. Так устроена матрица: рабское сознание хочет оставаться рабским. И для этого в него вшиты соответствующие программы подсознательного реагирования. Программы, общие для матрицы человеческого бытия.
Тема разочарования тесно переплетается с темой платы за Знание, о которой мы говорили не так давно. Там мы рассмотрели некоторые жертвы во имя Знания, достаточно щепетильные и даже неприемлемые с точки зрения морали. Так вот, в контексте идеи разочарования они могут зазвучать для вас более выпукло.
Разочарование недостижимо без прямого видения. По сути, разочарование есть следствие вскрывшейся способности видеть, знать неконцептуально. Но пока пражн̃я спит, мы продолжаем находиться под чарами мира. Причём в большинстве случаев нам это нравится.
Теперь я позволю себе грубости. Итак, участь человека глазами видящего – это участь приговорённого к смертной казни путём отсечения головы. Вы не сможете это отрицать. Ибо непреложным фактом является конечность бытия любого человека. Следовательно, палачом, осуществляющим приговор, выступает Время. Одна из ипостасей Смерти. И вот смотрите: ваша голова на плахе, топор занесён, вы знаете свою участь. Но у палача что-то где-то зудит, ему нужно почесаться, поэтому он отвлёкся на пару мгновений. Это – исходная вводная, в которой находится каждый из нас.
Теперь как выглядит идея мира в данном контексте. Мир – это монарх, который, доподлинно зная вашу участь (ибо сам и вынес приговор), решил поиздеваться. Он говорит: «Слушай, хочу напоследок тебе что-нибудь приятное сделать. Вот тебе приглашение к царскому столу, вот тебе царские облачения, вот тебе десять самых лучших из моих наложниц и почивальни, обитые золотом с ложем из векового дуба и постельным бельём из самого изысканного шёлка – иди, нарядись, откушай да поразвлекайся, пока Время чешется». Вы можете тут прихихикнуть, но это лишь докажет в очередной раз, под какой одурью вы находитесь. Трезвление – это адский труд. А до тех пор – мы приговоренные, которые пускаются во все тяжкие перед лицом своей неминуемой кончины.
Я ещё в детстве сказал себе: «Если это и есть жизнь, она недостойна, чтобы её проживать. Но я не верю, что этим всё и ограничено. Нужно искать!» Я понятия не имел, чего ищу. Это было по принципу «не знаю, как, но точно не так». Т.е. отказ от предлагаемого открыто. Отказ продаваться за царский стол и наложниц. Нет, это только выглядит романтично. Множество раз я соблазнялся, как и все. И продолжаю. Ибо некоторые соблазны бывают очень тонки, эфемерны. Но одно дело – знать о соблазнах и проходить искушения, чувствуя ведущую тебя руку Бога. Пусть и не с первого разу. А другое дело – потакать себе в привычке очаровываться, обольщаться.
Так просто через текст глубину этой идеи поднять вряд ли возможно. Нужны вспомогающие факторы. Во-первых, внутренняя чуткость. Это когда ваша точка сборки может смещаться вглубь и вы смотрите на всё происходящее как бы отстранённо. За счёт чего вам в какой-то части начинает вскрываться истинный смысл происходящего. Во-вторых, внешние напоминания. Раньше такие напоминания ищущий подбирал для себя сам. Допустим, в ранних буддийских сутрах палийского канона присутствует рекомендация монаху пожить на погребальном поле. Позже это стало уделом одних лишь тантриков. Однако изначально было общей практикой медитации на Смерть. А как иначе вы сживётесь с мыслью своей неминуемой кончины? Поскольку лицезрение смерти большинству из нас массово недоступно, остаются другие два друга: Болезнь и Старость. Старость, если она ещё не постигла вас лично, можно наблюдать на примере близких. Болезнь – это явление вездесущее. Нужна лишь вышеупомянутая чуткость, привычка остлеживать себя, неотвратимые перемены в органическом теле.
Но мы отошли от темы в плоскость практических советов, давать которые я не намеревался. Итак, трезвление – это ясное осознавание своего положения и никчёмность предлагаемых монархом соблазнов перед лицом почёсывающегося палача Времени. Такое трезвление неизбежно принесёт разочарование, т.е. выход из под власти чар сам̇сāры. Что дальше? А дальше я просто начинаю готовиться к этой самой смерти, делаю всю оставшуюся жизнь приготовлением к ней. Это на внешнем уровне. На внутреннем уровне, разумеется, это сопровождается несколько иной работой. О ней, впрочем, уже не один десяток раз говорено.
В состоянии авидьи сказанное сложно (а если честно, то невозможно) принять. Но вы перечитайте ещё раз, что такое авидья (ЙА 2:04), вспомните, что это всегда принятие чёрного за белого, т.е. жизнь шиворот-навыворот. Следовательно, тот, кто этот выворот сделал обратно, будет казаться вам сумасшедшим. А он такой и есть на фоне нормы общечеловеческого образа жизни.
Я периодически чувствую импульсы жалости, направленной в мою сторону от близких, от друзей. Это глупость. Жалость должны бы вызывать именно они. По причине неосознавания своей участи. Однако после разочарования нет места жалости. Именно поэтому адепты старой школы буддизма (тхеравады) считают последующие его эволюционные витки извращениями. Не может у вас быть буддийского сострадания (да никакого), если вы вскрыли себе пражн̃ю. Не может у вас быть обета бодхисаттвы не уходить в нирвану до спасения последнего живого существа, поскольку вы противоречите сами себе: вы отказались просветляться, значит, вы не принадлежите пути будды. Тогда как вы можете спасать других? Это не более чем уловка самства, не желающего покидать болото сам̇сāры. А под каким соусом оно здесь останется, это не принципиально.
Разочарование в славе, разочарование в семье, разочарование в материальных богатствах – это всё ничто. Когда настигает разочарование в людях, вот тут приходится туго. Ты не можешь всерьёз воспринимать чувственных наркоманов, желающих добровольно очаровываться, утешаться, опутываться миром. Ты не можешь решать за них, что это неправильно, потому что в этом – их свобода воли. Но ты не можешь всерьёз с ними продолжать общаться, поскольку трезвому с одурманенными общего языка не найти. Твоё внимание они неизбежно начинают переводить в область утешения, используя в корыстных мирских целях. Ибо других целей у них просто нет. Ты не можешь им предложить никакой альтернативы, поскольку «только полный идиот добровольно ступит на тропу Знания», а заманивать туда уловками – прерогатива Судьбы, а не твоя личная. Ты утрачиваешь всякое желание дискутировать с кем-либо о чём-либо. Почему? Потому что ты видишь текущий небесный чин своего пропонента, степень его опьянения, и на этом фоне совершенно не важно, что он может сказать. Ибо он не может сказать ничего путнего по определению. Если бы мог, то молчал, следуя заповеди Лао цзы.
Где-то здесь же, в тенётах разочарования рассеялся мираж служения через некий просветительский портал. Ибо Знание – это всё, что у меня есть ценного. И пытаться сдать его тем, кому оно не нужно, было бы предательством и вероломством. Да, что-то в горячке успел понаписать. И руки никак не дойдут затереть. Благо, посещаемость портала невысокая. Была одержимость идеей, что люди живут как живут только потому, что их никто не просвещает. Это было ошибочное воззрение. Каждый живёт так, как считает правильным жить. А безупречный, по заветам Хуана, обретает Знание даже без какой либо передачи и вне традиции. Другой вопрос, что никому не нужна эта безупречность.
В общем, мои хорошие, в моём потоке сознания происходят совершенно закономерные вещи, которые, к сожалению, вам понять проблематично. Но, поверьте, для вас гораздо большей заботой должна быть ваша собственная жизнь, чем жизнь сумасшедшего отшельника Радима Навьяна.
Я вшил в этот текст персональное метасообщение для каждого из тех, кого знаю лично (пусть и виртуально). Просто приложите усилия его считать.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *