Блаженны нищие духом?

В этом тексте больше заслуг Наташи, которая откопала весь исходный материал. Ну а я просто его доосмыслял. Конечно, неплохо было бы спросить мнение Алекса, но… «если время река, то куда утекла она? и где то море, вскормленное рекой?»
В заглавии ключевой момент, как вы поняли, – вопросительный знак. Мы ставим под сомнение формулировку официального перевода. Поводом послужила нестыковка двух версий Нагорной проповеди – от Матфея и от Луки. Причём, в русском синодальном переводе они стыкуются один в один. Однако, мы копнули глубже и обнаружили, что у Луки (6:20) сказано так: «Μακάριοι οἱ πτωχοί», что по подстрочнику переводится исключительно как «Блаженны нищие». Причём, словоформа πτωχός имеет совершенно конкретное значение: нищий, нищенствующий, лишённый в материальном плане. Не указано ни одного примера словоупотребления, где бы это слово выражало какую-то другую, аллегорическую нищету.
Есть у меня одна еретическая Библия службы «Живой Поток» и товарища Уитнесса Ли. Так вот, в ней это место переводится строго по подстрочнику: «Блаженны нищие». Уверен, что множество других альтернативных переводов (переводческая деятельность часто выступает формой духовного подвига, поэтому найти честные переводы духовных текстов можно) должны подтверждать факт некорректности официальной версии текста.
Итак, что же получается: у Матфея – блаженны нищие духом, а у Луки – блаженны просто нищие? Мы решили проверить греческий оригинал и у Матфея тоже. Фраза выглядит так [Мф 05:03]:

Μακάριοι οἱ πτωχοὶ τω̣ πνεύματι

Как видим, она действительно шире. Однако, согласно грамматическим пометам τω̣ πνεύματι стоит в дательном падеже! Когда я изучал компаративистику в разрезе санскрита, там очень часто приводилось в пример, что санскритская структура падежей и даже времен и наклонений глаголов практически тождественна оной в древнегреческом. Так вот, не могу утверждать за древнегреческий, но в санскрите одно из основных значений дательного падежа – выгодоприобретатель. Т.е. тот, в чью пользу, ради или во имя кого делается нечто. И тогда, если эта аналогия применима, мы получаем следующее прочтение: «Блаженны (букв. счастливы) нищие в пользу Духа». В любом случае творительный падеж русского перевода «Духом» гораздо менее уместен и уж точно не идёт по смыслу, поскольку вступает в противоречие с вышеприведённым Лк 06:20.
Вообще «Блаженны нищие» является первой заповедью Царства Небесного. И уже на ней срезаются многие заявляющие о причастности к духовности. Истолковать предложенное прочтение не представляет труда. Мы не раз уже говорили, что единственный выбор, который в пределе способно сделать индивидуальное сознание – это между материей и духом. Следовательно, отказавшиеся от материи в пользу духа – это те, кто сделали свой осознанный выбор. Механизм же здесь предельно прост. Стяжаемая материя перекрывает в стакане Души объём саттвы. Таким образом, саттва «обналичивается», превращаясь в недвижимый тамас (потому что именно он по свойствам соответствует той материи, которой окружает себя человек). Поэтому в узких кругах совершенно справедливо говорят, что у обычного человека Душа находится в залоге. А закладными служат все те предметы, которые он видит вокруг себя, ошибочно считая своими. Более расхожее отражение данный феномен нашёл в присказке «Продать Душу дьяволу». Правда, говорящие должны понимать, что это сказано про каждого из нас. Так что ткните пальцем во что-то вас окружающее – и вы с большой вероятностью ткнёте пальцем в Дьявола. В данном контексте, осознанная нищета – это акт обратного выкупа Души.
Здесь важно не путать с кармической нищетой бездомных, попрошаек и т.п. В их случае нет никакой внутренней работы, для них это не осознанный выбор, а стечение жизненных обстоятельств. И дай им немного денег, они забудут про дух, да что там про дух, про себя забудут, пустившись во все тяжкие.
Этот закон проявляется в жизни по-разному. Дело в том, что нищета при правильном к ней отношении в любом случае позволяет стяжать дух (саттву). Независимо от того, знаете вы об этом или нет. А вот дальше возникает соблазн, искушение потратить накопленное на что-то материальное. Я уже приводил примеры, когда в бедных семьях вырастают одарённые персонажи, достигающие материального величия. Да что там говорить, у нас первый губернатор был в детстве нищим беспризорником.
Но речь, разумеется, не о такой спорадической нищете. Здесь речь о «бедном житии» как идеале евангельского совершенства. Я настоятельно рекомендую всем интересующимся изучить житие Франциска Ассизского, одного из заметнейших проповедников идеала бедности.

Исторический же контекст здесь следующий. Индивидов, реализовавших божественное сознание, во все времена раз-два и обчёлся. Однако множество самовозвеличенных, претендующих на высокий духовный сан, хотя и не избавившихся от мирских пристрастий. И эти последние находят уловки, чтобы оправдать свои грехи, чтобы, не меняясь, формально оказаться соответствующими требованиям Царства Небесного. Допустим, как вы объясните пастве своё несоответствие идеалу евангельской нищеты, если у вас на запястье поблескивает Rolex, а у ворот особняка – чёрный лимузин с мигалкой? Как вы объясните, зачем нужна вся эта пускающая в глаза пыль роскошь храмов, не говоря уже просто про их количество? Ну хорошо, в парадигме вчерашнего текста это – материальные святыни для материалистов. И это нормально. Но ведь для посвящённых-то это – прах. Вами, заявляющими о своей духовности, стяжаемый прах. Поэтому, разумеется, перевод «блаженны нищие духом» очень удобен. Да ещё и у Луки вымарать-дописать в надежде, что никто не заметит (а и не заметят, потому как неграмотные). И толковать это место в значении «смиренные». Заодно и к покорности перед светской (не важно что в рясе) власти призвать. И это не только у нас. Это неизбежная форма вырождения любой массовой религии. Массовое матереет на глазах. Ибо представляет собой среднюю температуру чаяний всей этой массы. Массе нужны внешние святыни, вам придётся их творить. Вместо того, чтобы жить в Боге. В этом смысле роль священника – это такая же кармически обусловленная, матричная роль. Она ничуть не более духовна, чем любая другая. Ибо в большинстве случаев не предполагает отказа от материи в пользу духа. Ключевого выбора, который лежит в основе обращения потока сознания вспять. Даже в нищенствующем ордене францисканцев, был только один собственно нищий – сам Франциск Ассизский. Все остальные умудрялись находить лазейки, чтобы оставаться домо-землевладельцами, но чувствовать себя ложнопричастными к Богу. Не просто ведь так Христос сказал:

« удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие» [Мф 19:23].

По себе могу судить, что зацепка за средства к существованию – одна из самых мощных бесноватостей в потоке сознания, воплотившегося в человеческой форме. И избавиться от этой зацепки – уже подвиг.
Итак, «Счастливы нищенствующие во имя Духа» — первейшая заповедь Царства Небесного. Пробный камень, на котором проверяется искренность помыслов и чистота индивидуального сознания.

Мы намеренно оставили в стороне анализ противоположной идеологии в подаче гуру для богатых, таких как Ошо. Это особая тема, которая, к тому же, пока не актуальна.

1 комментарий

  1. X

    Несколько недель назад был порыв перевести денег — «поддержать ресурс». Оказалось, что больше этот способ не работает.
    Подумала, что это решение автора портала не растрачивать саттву.

    Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *