Мысленное поклонение Щиве (отрывок)

Когда-то давным-давно я переводил и даже начитывал Щива-мāнаса-пӯжу. И вот на ум пришли заключительные строки из неё. Решил поделиться.

कर–चरण–कृतं, वाक्–काय–जं, कर्म–जं वा
श्रवण–नयन–जं वा, मानसं वा अपराधम्।
विहितम्, अविहितं वा सर्वम् एतत् क्षमस्व
जय जय करुणा–अब्धे श्री–महादेव शम्भो॥
Пригрешение (अपराधम्), совершённое руками или ногами (कर–चरण–कृतं), порождённое речью или телом (वाक्–काय–जं), либо (वा) вызванное кармой (कर्म–जं), либо (वा) явленное посредством уха или глаза (श्रवण–नयन–जं), или (वा) мысленное (मानसं), будь то прямо прописанное (विहितम्) или (वा) не упомянутое [в дхарма-щāстрах] – всё (सर्वम्) это вышеперечисленное (एतत्) прости (क्षमस्व). Слава! (जय) Слава! (जय), о Океан сострадания (करुणा–अब्धे), Досточтимый Махāдев (श्री–महादेव), Щамбху (शम्भो).

В стихе присутствуют две глагольные формы в повелительном наклонении: क्षमस्व (√क्षम्) и जय (√जि)।
क्षम् буквально означает «сносить, терпеть». Т.е. кающийся буквально просит Господа стерпеть, вынести его грехи, не запускать механизм кармического воздаяния. В обмен на это он жертвует своё внимание, поскольку просьбе предшествует мысленное почитание.
जि буквально означает «побеждать, покорять». Удвоительная форма повелительного наклонения употребляется для передачи идеи частоты совершаемого действия в любом времени. Т.е. что-то вроде «он постоянно побеждает». Но в нашем случае जय является идиомой, аналогом латинского vivat/viva. И ближайшим русским аналогом я считаю «Слава!» Альтернативы: «Да здравствует!» или «Ура!». Но «Ура!» слишком революционно, а «Да здравствует!» слишком длинно. По остаточному принципу остановился на «Слава!»

Немного о содержательной части. Набожная жизнь – это жизнь в категориях правильного и неправильного. Неправильно для набожного – всё то, что гасит светимость стакана Души. Правильно – то, что поддерживает и усиливает светимость оного. Избегайте тех, кто заявляет о том, что нет в мире никаких «правильно» и «неправильно». Дескать, можно всё. Это слуги того, чьё имя не называют вслух.
В идеале эта разборчивость должна идти изнутри, диктоваться сердцем. Но поскольку у нас сердце заросло коростой материализма, то приходится пользоваться подсказками. И тогда мы прибегаем к заветам, заповедям и прочим дхармащāстрам.
Пригрешение, апарāдха – совершение того, что неправильно.
Руки и ноги, будучи манипуляторами (кармендриями), способны выступать орудиями насилия. Дать пощёчину, залепить кулаком в ухо, пнуть ногой – это типичные примеры пригрешений конечностями.
Пригрешение посредством речи – грубое, обижающее, лживое слово.
Пригрешение посредством тела – например, не встать, когда заходит старший (см. Законы Ману).
Пригрешение посредством уха и глаза – например, слушать материалистичный вздор, смотреть соблазнительные формы.
Допустим, пустые «дружеские» беседы как инструмент структурирования времени – это двойное пригрешение: речью и ухом сразу.
Мысленное пригрешение – совершенное в уме. Чаще всего имеет форму совращения на те или иные посулы мира. Детально на этот счёт желающих отсылаю к трудам отцов православной церкви.
Вихитам, авихитам̇ вā – предписанное прямо в качестве запрещённого или не упомянутое, однако содержательно провоцирующее уменьшение светимости стакана Души.

Итак, что мы делаем, когда каемся? Мы чистим стенки своего стакана, чтобы в нём лучше отражался свет Высшего Я.

Наконец, по эпитетам Щивы.
Щам̇бху. Щан̇кара указывает, что शं (=सुखं) भक्तानां भावयति – इति शंभुः। Т.е. Щам̇бху – тот, кто вызывает (бху) счастье (щам) у своих преданных.
Махāдева – Великий Бог. «Дева» – это любая неорганическая форма существования сознания: ангелы, демоны, бесы – всё это будут «девы». Я часто читаю слово «дева» как «небожитель». Но не все девы живут на небе. Гораздо большее их число живёт на субстрате сознания органических существ. Т.е. все мысли, которые вы думаете, что мыслите, — это проявления тех или иных девов.

Что же до самого произведения, то погуглите shiva manas puja. Уверен, вам многим понравится аудио-исполнение этого проникновенного произведения, даже несмотря на то, что смысл слов будет ускользать.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *