Самообман

Тот факт, что мы себя обманываем в целом, общо и постоянно, дополнительных доказательств не требует. Авидья – это и есть токсичное мышление в режиме самообмана.
Но вряд ли бы я стал настраиваться на отдельную заметку только для того, чтобы ещё раз ткнуть всех носом. Нет, конечно. Я хочу поговорить о частном случае самообмана. О нём, конечно, тоже уже порядочно сказано, но разрозненно, там и сям. Кроме того я попробую исполнить данное в личной переписке обещание (если получится вплести в поток мысли задуманный кусок).

Отрицательный кармический баланс, намеренное планирование судьбы в виде череды страданий или затянувшаяся просадка по саттве – не важно, по какому именно поводу человек вплотную сталкивается со страданием. Важен сам отнологический факт: «Вот моя грёбаная жизнь. Вот за ней как тень уже долгое время следует страдание… Я так дальше жить не могу… Да пошло оно всё… Надо что-то делать…».
Чих-пых, цепляется за красивое слово «освобождение». Которое обещает в т.ч. освобождение от страданий (тезис об этом вынесен, если кто ещё не заметил, в шапку портала). Начинает свою народную самодеятельность: там пошуршал, тут понюхал, это ковырнул, то на зуб попробовал…
Пока возился, стакан чуток просветлел, саттвы прибавилось, конечности ожили. Аки Илья Муромец, отхлебнувший кваса от каликов перехожих. Чпок, вскочил с печки и айда с супостатом силушкой мериться. Хуже того, если ему мозгов хватило (а я так вижу, что многих просто недооценил), так он ещё и идею манипулирования матрицей схватил, поскольку этот маразматик Навьян в горячке выболтал всю науку поляризации. И что мы имеем? Мы имеем одним конченным демоном в мире больше.
Встаёт вопрос: почему так? Ответа будет два. Первый частный, второй общий. В конкретно нашей ситуации вина целиком лежит на мне, поскольку это я перегнул палку, поймав в очередной раз синдром прометеизма. А вот если расценивать ситуацию в целом, то нужно отметить следующий очень важный момент, который почему-то долгое время ускользает от нас. Ну хорошо, от меня. Точнее, я его в целом, на уровне идеи, вижу и знаю, а в конкретике постоянно промаргиваю. Заключается он в том, что решение всю оставшуюся жизнь посвятить самопознанию, освобождению, служению высшим идеалам должно быть принято конкретным индивидом самостоятельно и – внимание! – до получения какого-либо знания. Можно как угодно оформлять словесно для себя эту революцию сознания, но суть её в любом случае будет одна и та же: я пресытился миром. А это что такое? А это есть ничто иное как ваирāгья (безстрастие). И вот тогда, если вы действительно не врёте себе, Матрица уже сама запустит механизмы освобождения и в вашем потоке сознания начнут появляться и потихоньку приживаться нужные программы.
Итак, первый момент – это ваирāгья. Причём, и здесь можно себе продолжать врать. Поэтому желательно, чтобы вашу ваирāгью оценил видящий. Я, кстати, тоже пару раз с первого взгляда не смог взять сокрытые между складками читты истинные мотивы и ошибся. Но так или иначе, есть второй, подстраховывающий фактор, подтверждающий, что ваирāгья настоящая. Фактор этот – праведность. Я успел повидать немало эскейпистов, которые своё нежелание впутываться в какие-либо дрязги заносчиво именовали духовностью и той самой отрешенностью. На самом деле это всего лишь лампада без масла. Залейте в лампаду масло, и фитиль снова запылает. Фитиль желаний запылает с новой силой при высвобождении ресурса саттвы.
Нравственный образ жизни – это то, что доступно каждому. Мирянину ли, монаху в морастыре ли, полному отшельнику ли. Он, конечно, будет отличаться по характеру предписаний. Но это уже дело двадцать пятой важности: с демоническими повадками ни о каком пути освобождения никто никогда речи не вёл. И лично для вас исключение сделано не будет, можете быть уверены.
В мире распущенных нравов не любят моралистов, да и они не спешат высовываться со своими назиданиями. Если честно, очень бы хотелось здесь обойтись выражением классика:

Две вещи наполняют душу всегда новым и все более
сильным удивлением и благоговением, чем
чаще и продолжительнее мы размышляем о них, —
это звездное небо надо мной и моральный закон во мне
.

Но я прекрасно понимаю, что до Канта нам далеко. И морального закона мы в себе ещё не выносили. Однако, чем раньше начнём, тем быстрее подготовим базу. Цель нравственного поведения проста как камень: сделать почище стакан Души и выработать привычку к преобладанию положительной поляризации в этом самом стакане. Т.е. чтобы если даже провалы в режим бурной деятельности и тотальной лени были, то они были бы спорадическими и не воспринимались сознанием как норма. Вот такая история.
По правилам (которые никто давно уже не соблюдает) наставления об освобождении даются после принятия санньясы (т.е. формального отречения от мира). В буддизме даже четыре истины возвышенных дают тем, кто уже устойчив в нравственности (панча-щӣла, даща-щӣла и т.д., в зависимости от ситуации). Я так и не выложил легенду о Капиле и Āсури. Но нюанс там следующий: Āсури был священником-домохозяином, который исполнил тысячелетнее жертвоприношение. Не спрашивайте, что это, я не знаю. Но могу с уверенностью сказать, что в той парадигме мира это средство стяжания огромного поля заслуг. И даже при таких вводных Капила терпеливо ждал ещё две тысячи лет, пока Āсури сам дозреет до идеи «всё, надоело!» Т.е., я к чему веду: правильное отрешение возможно принять только «на саттвичную голову». В других поляризациях вы просто будете себе врать и искать, где бы занять духовных денег, чтобы продолжить свои сансāрные игрища. Причём, имеете на это полное право.
В чём проблема ложного отрешения? Мы это уже проходили, но я уверен, что у вас не задержалось. Поэтому ещё раз напомню: в Майтрея-упанишаде (глава 2, мой перевод) есть такие фразы:

19यदा मनसि वैराग्यं जातं सर्वेषु वस्तुषु ।
तदा एव संन्यसेत् विद्वान्। अन्यथा पतितः भवेत् ॥

Только если к вещам породилось
Безучастие полное, может
Просветлённый отречься от мира.
А иначе он скурвится быстро.

18वमन–आहारवत् यस्य भाति सर्व–एषणा–आदिषु ।
तस्य आधिकारः संन्यासे, त्यक्त–देह–अभिमानिनः ॥

Лишь тот к отреченью пригоден,
Кто видит в любом устремленьи
Не больше чем лужу блевоты
И телом себя не считает.

20द्रव्य–अर्थम् अन्न–वस्त्र–अर्थं यः प्रतिष्ठा–अर्थम् एव वा ।
संन्यसेत् उभय–भ्रष्टः सः मुक्तिं न अप्तुम् अर्हति ॥

Если кто отречётся от мира
Ради пищи, одежды, богатства,
Или славы, тот дважды отпавши,
Не достоин достигнуть свободы.

Я, насколько помню, давал пояснения по поводу того, почему такой ложноотреченный скурвится. Но на всякий случай для вновь прибывших повторю: если ты живёшь в миру, то обязан исполнять долг – это средство пополнения твоего духовного капитала. Если ты отрекаешься, то должен быть готов к уходу в любой момент, поскольку тебя ничего не держит (а подготовительный период нравственной, образцово-показательной жизни, помимо прочего, включает закрытие всех долгов перед миром). Если же ты ложноотрекаешься, то внешне отказываешься выполнять долг (т.е. лишаешь себя возможности пополнять саттву на регулярной основе), однако внутри вынашиваешь недобитые (а то и дорогие сердцу) хотелки, на реализацию которых и уходят остатки запасов благодати. В итоге ты просто деградируешь и оказываешься в ситуации, когда стакан тускнеет и гаснет, а ты превращаешься в жалкое зрелище, на которое смотреть без содрогания невозможно.
Я вижу, что ввиду крайне малого запаса саттвы у большинства из вас озвучиваемые по кругу идеи не приживаются. Но это не мне решать, когда и у кого что сложится. Вполне возможно, память выдаст вам самскару лет в семьдесят, восемьдесят или после трагического случая, который перевернёт всё ваше отношение к происходящему, слегка отрезвив. Сроки – это удел хранителей дхармы и кармы. Удел сансāрных персонажей, состоящих на службе у Знания – с периодичностью открывать и закрывать двери. Чтобы петли не заржавели. Вдруг кто решит этими дверьми воспользоваться.

Ну и, наконец, обещанное. Отрешение бывает двух типов. И зависит это от такого, какой запас саттвы вы принесли к моменту посвящения в санньясу. Первый тип санньясы – санньяса пробуждённого (видват-санньяса). У вас саттва из ушей валит настолько, что полученные в момент посвящения наставления от компетентного гуру тут же вскрываются в стакане чёткой и стойкой картинкой и вы – бац! – всё поняли. И дальше как отрезало. Да, говорят, что такое бывает. Это так называемое «мгновенное просветление» в традиции чань-буддизма.
Второй тип санньясы – санньяса желающего пробудиться (вивидишā-санньяса). Здесь вы имеете саттвы достаточно, чтобы схватить с первого раза полученные от наставника инструкции и описания. А дальше практикуете общий для всех настоящих духовных дисциплин метод: слушанье, размышленье, созерцанье. И мало-помалу также получаете всю полноту Знания. Это так называемое «постепенное просветление».
Как видим, в обоих случаях нужен ресурс благих заслуг, который накапливается главным образом в ходе нравственного образа жизни. Есть, конечно, второй вариант: несколько лет быть ближайшим учеником Марпы, вытерпеть все его издевательства, пару раз стыдливо сбежать, но в конце концов подчистить хвосты и с чистой совестью удалиться в пещеру. Но вряд ли вам такой вариант приглянется. Опыт показывает, что современные ищущие (или им сочувствующие) не способны вытерпеть даже сотой части тех унижений и оскорблений, что обязан стерпеть подвижник, претендующий на что-то серьёзное.

Итак, позвольте мне подытожить. В рамках глобального непрерывного самообмана мы обманываем себя и на духовной стезе. Духовный самообман заключается в неспособности правильно оценить своё действительное отношение к жизни и распознать свои глубинные мотивации. Закомплексованность и отсутствие саттвы для реализации тайных (часто постыдных) желаний мы воспринимаем как отрешённость и считаем себя готовыми отвернуться от мира
– Дайте мне практику медитации. А лучше две! И это, вторую заверните в подарочную бумагу с красивым бантом. Может я кому-нибудь потом передарю…

Подобный самообман приводит к тому, что подкопив саттву в процессе мыканья, мы всё равно возвращаемся к своим «незакрытым гештальтам». А часто и вовсе забываем о духовных идеалах как о дурном сне.
Поэтому сделайте паузу, оцените себя и свои мотивы на холодную голову. И если вам ещё что-то от мира нужно, то помните про долг как единственно эффективный способ поддержания положительного баланса на вашем духовном счёте, ресурс которого и будет тратиться на материализацию того, что вы хотите.

Не буду в этот раз затягивать повествование.
И да, возможно, возьму паузу, так что сидящие на портале как на игле могут смело месяц-два на него не заходить: новое что-то вряд ли появится. Слишком плотный и неприятный фидбэк идёт от вас в эфире. Мне нужно время, чтобы снова почистить пространство.

Будьте бдительны. Всё только начинается…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *