Вехи Пути

Путь. Парадокс в том, что Путь не увидеть глазами, не пройти ногами. В каком-то смысле слово «Путь» сбивает с толку больше, чем даёт понимания. Выглядит так, что нужно бравым маршем протопать сквозь событийный ряд своей судьбы. Но считать так было бы досадным упущением. Однако, объяснить доходчиво, что такое «Путь» тому, кто не варится с тобой в одной каше, практически невозможно. Для трезвого понимания Пути нужна совершенно иная, уже инсталлированная и действующая, Картина Мира.
И всё же есть альтернатива: использовать слово «эволюция». В нашем случае – эволюция понимания. Расхожая максима: каждый в меру своего понимания действует в своих интересах, а в меру непонимания – в интересах других.
Понимание – то, что принципиально меняет отношение к жизни. И доказать это не составляет труда. Вспомните себя пятилетним ребёнком. Теперь представьте, что ваше понимание застыло в развитии, а органическое тело развилось до текущего состояния. Могли бы вы заниматься тем, чем занимаетесь? Как ни удивительно, здесь нет однозначного ответа. Я довольно часто встречаю взрослых с пониманием пятилетнего ребёнка. И со всем набором типичных оному реакций. Одно время раздражало. Но когда наделяешь каждого правом жить так, как он хочет, то остаётся лишь фоновая констатация самоочевидных фактов и последующее избегание общения. Было бы легковесным сказать, что такие товарищи блюдут упомянутую вчера заповедь Христа «Будьте как дети». Всё же «будьте как дети» и «будьте детьми» — это разные вещи. В первом случае речь идёт о лёгкости отношения к миру, во втором случае мы констатируем обсуждаемую неразвитость понимания.
Итак, именно эволюция понимания образует основные вехи Пути.
Все рождаются одинаковыми кусками плоти. Попытки организованных религий представлять своих патриархов исключениями из правил (белый слон, вошедший в бог матери Сиддхартхи, Святой Дух, зачавший Христа в лоне Марии и т.п.) мало того что тлетворно попахивают ханжеством, так ещё и обескураживают последователей: где они, а где мы – с такой мыслью психика начинает погружаться в индульгенцию и потакание своим природным слабостям.
Ещё раз: все рождаются одинаковыми кусками плоти. То, что в тонком теле у нас разные прошивки – это несколько о другом. Но даже эти прошивки всё равно ещё актуализировать умудриться нужно. У некоторых они за всю жизнь так и остаются всего лишь нераскрытым потенциалом. И поскольку плоть – это чистый тамас, то мы все начинаем путешествие с Тёмной стороны Луны. Луной в данном случае выступает Буддхи. А тёмная его сторона – это четыре программы навыбор: «нихрена не знаю», «нихрена не могу», «хочу, хочу, хочу!», «что хочу, то ворочу!» Или, более традиционно: ажн̃āна, анаищвāрйа, аваирāгйа, адхарма.
Глазами просветления это состояния идейной извращённости (випарьяя). В зависимости от степени иноксицированности оно принимает вид авидьи, асмиты, рāги, двеши и абхинивеши.
Поскольку матрица человека не предполагает чистой тамасичной полярности, то периодически преобладающий ражас запускает принудительные чистки, выжигание сгустившегося до предела мрака. Благодаря таким принудительным чисткам возникают «окна возможностей», когда инертная материя ещё пребывает в ступоре, прежние лярвы ещё не включились, но сознание уже просветлело. В такие моменты в потоке мыслей могут появиться «проблески»: нафига всё это? зачем я вообще живу? что за грёбаный такой мир? а может, есть что-то ещё? На волне такого интереса сознание начинает интересоваться Знанием. Книги, видео-лекции, семинары, тренинги, личная практика, бусы-чётки-статуэтки, благовония, цветастые одежды, библия с позолотой, дипломы о пройденных посвящениях на стене… Однако, за всем этим кроется неспособность понять самое главное: в чём соль? В итоге человек просто меняет характер своих утешений (утешение, напомню, у нас читается в значении «утеха», «услада», «забава»). Это – состояние неспособности или ащакти. Внешние условия благоприятствуют, но я настолько духовно немощен, что продолжаю вопрошать: «Папа, а хдэ морэ?»
В весьма немногочисленных случаях происходит особая трансформация: ресурс свободной саттвы начинает цениться, сознание ощущает, что ему доступен режим лёгкости бытия. Оно может до некоторой степени избавиться от лишней материи и, варясь в идейной каше своих внутренних озарений, попадается в одну из типичных идейных ловушек, достигая состояние тушт̣и, удовлетворённости, которое я склонен именовать прельщением. Всё хорошо, жизнь удалась, я доволен тем, что есть, больше мне ничего не надо.
Здесь тонкий момент. Дело в том, что формально такая удовлетворённость является одной из ниям (обязанностей) отшельника. И она, действительно, поддерживает высокий уровень саттвы. В итоге Буддхи запускает (опять же навыбор) четыре благостные программы: «я Знаю», «я Могу», «спасибо, Не надо!», «я Должен». Или, более традиционно: жн̃āна, аищвāрйа, ваирāгйа, дхарма.
Давайте мы здесь отвлечёмся, чтобы я мог обратить ваше внимание на практический аспект. Программы в Буддхи запускаются самопроизвольно. Поэтому по наличию или отсутствию тех или других совершенно элементарно устанавливается внутренний потенциал сознания. На что смотрят обычно при оценке людей? На толщину кошелька, на размер губ, груди и ягодиц. Я же смотрю на активные программы, точнее на их типологию, принадлежность к тем или иным вышеперечисленным восьми типам. Это позволяет более адекватно оценивать перспективы конкретного человека. Если у вас режим тамаса, вы не возьмёте никакое знание. И для смены поляризации это вы лично должны приложить усилия. А вот когда свободная саттва имеется, то можно о чём-то начинать говорить.
Здесь нужно понимать, что «эволюция» — это также обманчивое понятие. Оно мыслится нами односторонним развитием. Путь сознания иной. Не имея способностей или желания усилием воли делать те или иные программы своими долгосрочными доминантами, сознание в большинстве случаев очень быстро отпадает от саттвичных программ под влиянием привходящих факторов. А индукторов, которые «на зубах» поддерживают эти программы актуальными в своём потоке, на весь мир раз-два и обчёлся. И шанс найти себе одного такого «карманного», чтобы об него постоянно калиброваться, равен нулю.
Лёгкость саттвы в тяжёлом грубоматериальном мире – это вообще чудо из чудес. Естественно, что она здесь а) на вес золота (хотя вам об этом никто не скажет, её будут забирать тихой сапой) и б) легко утрачивается. Не поэтому ли стяжание Святаго Духа – это подвиг длиною в жизнь? Вопрос риторический…
В чём идея оценки текущего состояния стороннего биокомпьютера? В оценке свободного ресурса для установления новых программных модулей или, в отдельных случаях, для полной переинсталляции операционной системы. Если саттвичные программы не проявляют себя, значит, у конкретного биокомпьютера свободной оперативной памяти просто нет. Следовательно, он не подходит не то что к инсталляции новых программ, а даже к банальной повседневной эксплуатации. И наоборот, если хотя бы временами праведные программы высовывают свои уши, значит, владелец с ними в принципе знаком, что позволит сделать быстрый и мощный прорыв простым смещением акцентов во внутренней карте ценностей.
Какие программы праведные? Указанные выше: Знание, Могущество, Безстрастие, Добродетель.
Знание. Здесь достаточно того, что сознание в принципе интеллектуально развивается, имеет вкус к освоению знания.
Могущество. Мы не говорим о восьми сверхспособностях. На обывательском уровне программа могущества – это осуществление серьёзных проектов.
Безстрастие. Здесь тонкий лёд. Я много раз принимал за безстрастие состояние наглухо выгоревшего стакана Души. Это когда пороха внутри совсем не осталось или он вконец отсырел. И тут, чтобы убедиться в своей недальновидности, сначала нужно закачать систему своим ресурсом, запустить цепную реакцию внутреннего горения, чтобы убедиться, на какие цели пойдёт высвобождаемая при этом саттва.
Добродетель. Внутреннее чувство долга и умение заботиться о других, жизнь в режиме служения. Хотя бы её зачатки. Здесь тоже есть подводные камни. Часто добродетелью прикрывается ханжество, а во внешне праведных поступках сквозит токсичная корысть.
Так, возвращаемся к основной линии. На Светлой стороне Луны возможно состояние, когда сознание прельщается. Ну настолько всё хорошо, что кажется: ага, вот оно, держу деда мороза за бороду! Для многих это что-то из разряда фантастики, тогда как для некоторых немногих – суровая реальностью. Чтобы понять, о чём идёт речь, я приведу уже существующую, но требующую своего дальнейшего развития типологию.
1. Прельщение Матрицей (пракр̊ти-āкхйā тушт̣и). Ситуация, когда сознание пуджарит те или иные таттвы как самое Себя. Вся публичная духовность – стопроцентное прельщение Матрицей. Гимнастика йоги, пранаяма, цигун, ‘тантрические’ практики, танцы дервишей и прочая прелесть. Идея Единого Абсолюта, идея персонифицированных богов (Кришны, Вишну, Шивы) – всё это присутствует именно в данной форме прельщения.
2. Прельщение временем (кāла-āкхйā тушт̣и). Ты че-то там понахватался, понял, что свобода в принципе достижима каждым, вопрос времени: у кого-то через тысячу жизней, у кого-то через десять, у кого-то уже в этой. Тебя сама идея неизбежности свободы успокоила, и ты, лелея на задворках безсознательного эту мысль («когда-нибудь, маньяна»), продолжаешь жить как попало.
3. Прельщение приданым (упāдāна-āкхйā тушт̣и). Идея следующая: мне нужно просмотреть все восемьсот тридцать две серии болливудской эпопеи «Щани», мне нужны тибетские чотки из ста восьми черепов, мне нужен оселедец как у Тараса Бульбы, статуя Ганеши в полтора метра в правый угол, дорожка из «монеток удачи» и красные фонарики у входа в квартиру, съездить в Питер и попасть копеечкой в макушку чижику-пыжику, медитативно-созерцательный ландшафт на загородном участке с прудиком, беседкой, лотосами и цветущей чампакой, еще нужно заказать батюшку, пусть с кадилом походит по дому, чет какт неуютно стало в последнее время, а, да, еще нужно докупить эксклюзивные духовные книги по списку, посетить эксклюзивные семинары мастеров с мировым именем, натопить благости в виде трёх литров гхи, не забыть заехать в «Индийские специи», взять у них Чьяванпраша, и… уфф, ой как непросто это ваше просветлееение!
В общем, думаю, идея ясна: внешние цацки замещают конкретному индивиду задачу внутренней работы. Как по мне так это уже не прельщение, а форменное бесовство и одержимость. Причём, по своим размахам уверенно конкурирующее с первым типом.
4. Прельщение удачей (бхāгйа-āкхйā тушт̣и). Здесь ядовитая мысль выглядит следующим образом: шанс встречи с Дхармой и уж тем более освобождение – это невероятная удача. Но я ведь не могу эту удачу приманить. Так какой смысл дёргаться? Если выпадет такой шанс, я им воспользуюсь, а если нет, так я хотя бы впустую время не потрачу. Основная проблема в том, что выпадающий шанс при таком отношении оказывается либо проигнорирован, либо упущен по причине неподготовленности.
5. Дальше идёт дауншифтинг. Отказ от предлагаемых миром соблазнов без принятия на себя обязательств по внутренней работе. Сознание яростно видит всю тщету мирских посулов, однако при этом не видит новых ориентиров развития. Таким образом безстрастие (ваирāгья), воспринятая как самоценность, становится началом пути, ведущего в конце концов к деградации. И поглощению материей.
Для развития данной темы мне нужен гораздо больший статистический материал и время на глубокие наблюдения и осмысления. Но пока вот так, как оно дошло до нас сквозь века.

Прельщение обычно заканчивается очередным провалом. Т.е. сознание снова оказывается на Тёмной стороне Луны и снова судорожно ищет способ рассеять сгустившийся мрак. И если в памяти будет сам̇скāра о том, к чему привело прельщение в прошлый раз, то можно надеяться на неугасаемый импульс продолжать внутреннюю работу по саморазвитию. Ну и, собственно, заканчивается всё Успехом (сиддхи). Средства достижения такого успеха я рассматривать не намерен. Результат же – личное переживание Своей истинной природы и трезвое различение «Я» и «не-Я» во всей этой матричной ряби.

Есть вполне удобоваримое сопоставление четырёх перечисленных вех Пути и уровней Бытия.
Стадия идейной извращённости (авидья, випарьяя) – это уровень овоща, табуретки. Потому что при этом человек только по форме человек, по содержанию он – управляемый рефлексами кусок материи.
Стадия духовной немочи (ащакти) – это уровень животного. Здесь вроде есть какие-то задатки одушевлённости, но они настолько малозначительны, что не позволяют осмыслить запредельные истины.
Стадия прельщения (тушт̣и) – это уровень небожителей. Саттвы слишком много, страданий слишком мало, иллюзия о своей вечности и неподверженности страданиям слишком сильна. Трезветь нет мотивации. Прельстившиеся, как я уже говорил, вообще не выкупаются со своего уровня. Им сначала придётся рухнуть с достигнутых высот.
Стадия успеха (сиддхи) – как ни странно, выражает истинное предназначение уровня человека. Занимая пограничное положение по отношению к обоим полюсам, сознание в роли человека имеет идеальные условия для того, чтобы выставить нужный вектор движения, придать движению нужный импульс и… разгадать-таки тайну этой навязчивой голограммы. О ценности именно человеческого рождения желающие могут почитать в обзорных трудах тибетских учителей. Я не хочу на этом заострять своё внимание…

Замысел написания данной заметки зрел давно. Очень хотелось, с одной стороны, посмотреть, насколько я сам понимаю материал. С другой стороны, показать читателю «другую сāн̇кхью» и её скрытый от посторонних потенциал. Впрочем, я вынужден признать, что с некоторых пор всё что я пишу стало уже не чьими-то абстрактными воззрениями, а фрагментами моей личной Картины Мира. Именно поэтому я безжалостным образом ограничиваю доступ к значимым материалам.

3 комментария

  1. Х

    Ангелам здесь очень непросто. Жить на границах разных миров.

    С Небес погружаясь, решать вопросы, вверх выводить тех, кто готов.

    Чтобы общаться в плотных мирах, отдельным себя воспринимая,

    придётся ужаться, обрезать, впасть в прах, в значительной мере забыть всё, что знаешь.

    Светить чистотой запредельной в глазах. Знать, что смотреть в них больно живым,

    напоминанием о смерти звучать и видеть, что видят сквозь шоры чужим.

    Видеть, как сквозь коросты души, свет, преломляясь, меняет волну.

    Им посылаешь помощь в ночи, видят лишь боль и обиду свою.

    Тем, кто почище, легко помогать: лучик пошлёшь – уже светятся сами.

    Все остальные зовут, чтоб прогнать. Просят и помощь, и чтобы отстали.

    Чтоб отдышаться, взлетит в Небеса, холодным сияньем себя очищая.

    Погревшись немного в лучах Отца, наполнившись, снова в бездну ныряет.

    Быть ближе к живым, кровоточа, тёплых оттенков на коже прибавить.

    Золото – в волосы, мягкость – в глаза, стать человеком, небо оставить.

    Крылья сложив, нырнуть в океан. Мокрые перья отвалятся сами…

    Срок погружения с забвением дан. Можно ходить своими ногами.

    На память останется только свет глаз и тонкое чувство тоской запредельной.

    Она же и выведет к дому в свой час. Сценарий составлен. Подписан. Проверен.

    После, набрав в копилку Души, разного опыта полные руки,

    ангел, тоскуя по крыльям своим, их вновь отрастит, терпя адские муки.

    И, понимая теперь живых, своих укрывая крылом от боли,

    ангел возносится через них, служа, отдавая, получит иное.

    Циклы длиннее жизни одной. Познавшие их и сияют, и хмуры.

    Лишь человеку на грани дано увидеть возможность другой структуры.

    Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *