Зло организованной религии

Данный текст призван заместить собой более ранние обрывочные тексты на аналогичную тему, которые были излишне эмоциональны и хаотичны.

Начну я издалека, чтобы логика повествования была совсем уж прозрачной.
Есть на планете Земля некая популяция вида Homo Sapiens Sapiens, давно уже вышедшая из-под законов естественной саморегуляции. Плодится как тля и полонит себе землю. Ведёт паразитарно-потребительский образ жизни, никакой полезной функции в биологической цепи не выполняет.
Отличается от прочих видов белковых организмов повышенной развитостью коры головного мозга. Периодически в этой популяции появляются особи, которые, осмыслив глобально положение человека, задаются вопросом: а в чем, собственно смысл жизни? Какой пафос рождаться ради того, чтобы по концовочке умереть? Сама постановка вопроса в подобной плоскости моментально обесценивает всю человеческую культуру как таковую. Ибо ничто из того, что ценно для обывателя, не имеет ни малейшей ценности перед лицом неминуемой смерти. Это – начальная платформа истинных поисков Себя.
Некоторым немногим из тех, кто отправляется на такие поиски, непостижимым образом удаётся разгадать тайну человеческого бытия. Некоторые немногие из тех, которым удалось разгадать тайну человеческого бытия, решаются заговорить об этом вслух. Вот на основе этих речей и строятся изначально так называемые религии.
Откликнуться на проповедь о возможном спасении, о бессмертии, об изначальном всемогуществе «человека» способны многие. Ибо надежда на чудесное спасение – один из глубинных архетипов всего человечества. Из этих многих образуется неформальное течение, малая социальная группа с особыми жизненными целями, устоями и ценностями. Пока патриарх жив, а сама группа невелика, он даже может худо-бедно поддерживать в рамках неминуемые разброд и шатания. Это тот период, когда «Вначале было Слово. И Слово было у Бога. И Слово было Бог». Живая индукция отца-основателя позволяла поддерживать достаточно высокий уровень сознательности в группе.
Но белковый субстрат, на котором развивалось самоосознание патриарха, не вечен. Однажды прах к праху, пыль к пыли. И с этого момента начинается идолопоклонство. Личный опыт патриарха так и остался недоступным никому из его фолловеров. Приверженность к внешним формам (типичная для экстравертивного типа сознания) приводит к формированию «вывески» и ритуала. Якобы отдавая дань уважения, последователи начинают именовать себя буддистами (как последователями конкретного Будды Щакьямуни), христианами (как последователями конкретного Иисуса Христа), магометанами (последователями пророка Магомета) и так далее. Поскольку сама по себе «вывеска» никак не решает проблему собственной экзистенции (необходимости и дальше проживать свою собственную жизнь), то до кучи формализуются правила игр в куклы: литургии, обряды подношения мандал, коллективные полуденные молитвы, купание, наряжание и кормление храмовых божеств и так далее. Потихоньку прописывается детальный устав совместного общежития всех прибившихся под данную вывеску: какому чину какой елей положен, в какой день сколько простираний нужно сделать, когда держать пост, когда делать вынос святых мощей из храма и так далее.
В конце концов формируется некое общество-в-обществе, живущее формально по своим правилам, но по существу ничем не отличающееся от суетливого социума вовне. Допустим, если вы приедете в Соловецкий монастырь ради пары-тройки дней трудотерапии – это одно. Однако, представьте, что у вас день за днём круглый день совершенно мирские заботы монастырским хозяйством, и вы поймёте, что ни о какой духовности речи вести не приходится.
Это – внешняя форма манифестации организованной религии. И мы как-то забываем, что изначально речь шла вообще не о человеке, уж тем более не о социализированном человеке, включённом в некую общность под единой вывеской. Речь шла о Сознании, которое вышло на тропу преодоления человеческой формы. Иначе говоря, изначальная задача стояла – помочь конкретному Сознанию разотождествиться с человеческой формой. Вместо этого любая – подчёркиваю, любая – организованная религия даёт повод для новых ложных отождествлений. «Я – христианин», «я – буддист», «я – мусульманин» и т.п. И для полного комфорта я начинаю ложно осмыслять себя частью некоего надличностного образования – всех христиан своей конфессии, всех буддистов своей колесницы, всех тантриков кулы конкретного гуруджи. А если я занимаю чин в организации, то ещё прибавьте сюда ложное отождествление с мирской иерархией. Иначе говоря, если до этого момента я был просто человеком, и проблема разотождествления была худо-бедно решаема, то теперь у меня помимо биологического врожденного отождествления ещё целый ворох ложных отождествлений. Причем, таких, которые я принял добровольно, наивно полагая, что они помогут мне на пути Самопознания. Следовательно, мне даже в голову не придёт от них избавляться.
И мало кто вспоминает, что Христос не был христианином, как и Сиддхартха не был буддистом. Это были смелые отважные путники, прорвавшиеся за пределы помрачающих сознание фантиков, ярлыков, вывесок.
Совсем другое дело – организованная религия. Будучи обществом-в-обществе, это совершенно сам̇сāрное предприятие. Ибо любое общество – это по определению сам̇сāра. Общественная форма бытия (какая бы она ни была) – это и есть сам̇сāра. Просто об этом сейчас никому не выгодно говорить, в том числе тем, кто берётся всерьёз рассуждать об этой самой сам̇сāре.

Любому искренне ищущему как отче наш нужно запомнить заповедь Христа:

«13 Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; 14 потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (Мф, гл. 7).

Здесь прямо сказано на все времена: где ходят толпы, там ходить незачем; чем заняты массы, тем заниматься нет смысла. Поэтому если народные массы ходят в церкви, крестятся, причащаются, исповедуются, вы уже знаете правильное отношение к этому. Если в мире мода на йогу и на йога-тусовки, вы уже знаете правильное отношение к этому. Если бритоголовые ряженые в бардовых или шафранных накидках собирают тысячные залы под свои проповеди, вы уже знаете правильное отношение к этому…

Истинная религия – это передача опыта, опыта переживания Себя настоящего, опыта, стоящего за пределами слов и ложных отождествлений, опыта, прижизненно выводящего Тебя за пределы бренного мира. Другое дело, что такой опыт нужно прежде заслужить. Абы кому он не достаётся… Но если уж он тебе открылся, будь любезен освоить искусство мимикрии: оставайся неузнанным в той роли, которая тебе выпала по жизни, не навешивай на себя дополнительных ярлыков и ложных отождествлений, не стремись сделать себе Имя на своем опыте; будь ответственен перед идущими тебе вослед – не дай им споткнуться о кочку сверхновой организованной религии или ультрамодного духовного движения.

На самом деле во все времена немало тех, кто видит описанную деструктивную функцию любой организованной религии. Но поскольку такие видящие сами не спешат создавать вокруг себя течения, не малюют вывесок, то и память о них быстро предается забвению, заметается песками времени. И это вполне себе нормально. Так и должно быть. Ибо истинное путешествие к Себе всегда начинается с необоримого внутреннего импульса. И этому импульсу нипочем любые препоны, которыми кишмя кишит иллюзорная реальность.
Если ты искренен в своих поисках, то однажды протиснешься в узкие врата, выйдешь на тесный путь и обрящешь свой затерянный рай. Чего бы тебе это ни стоило…

7 комментариев

  1. Я

    Зло – полагать, что святость у Вас в душе, когда там царит мрак и хаос. Зло – изрыгать этот мрак на других ничем неповинных людей, которые любят Вас. Зло – в ответ на искреннее добро и железную веру в ваше чуткое сердце – отвечать сквернословием и гордиться этим качеством. Зло – не держать ответ за свои слова и обещания, зло – быть постоянно в состоянии отражения якобы ударов судьбы и бояться признаться себе в том, что Вы в ответе за тех, кого приручили. Зло – бояться быть крайним. Зло – не умение улыбаться. Зло – манипулировать чувствами других людей во имя своих корыстных целей. Зло – искать гной в других, когда у Вас утопает сердце во мраке и внутреннем аду. Покайтесь, Радим, пока не поздно, Вас не ждут никакие врата с таким ущербным внутренним фаршем – не широкие, не узкие, на которые Вы, якобы, рассчитываете. Мне страшно за Вас, потому что.. люблю. Бог – есть любовь, а не вечные страдания, высосанные из пальца вашим больным воображением(

    Ответить

    1. Сожалею, мадам, но со своей предвзятой оценкой моей бездарности и ничтожности вы находитесь в гордом одиночестве. И что еще более прискорбно для вас, вы не включены в список людей, чьё мнение для меня является значимым. Что же до наветов за глаза, оскорблений и клеветы, то я и не такое сносил…

      Ответить
      1. Я

        Улыбаюсь..любите, значит 😉 Это хорошо..не до конца потеряны ) Гордое одиночество не страшит отнюдь. Сколько той жизни..

        Ответить
    2. Маруся

      Прийти в личный блог – это всё равно что прийти в дом к человеку. И сыпать руганью, бранными словами и обвинениями в адрес хозяина просто недопустимо ни здесь, ни там.
      Уму непостижимо…
      Поражаюсь терпению Радима.

      Ответить

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *