НБх 1.1:15

अचेतनस्य करणस्य बुद्धेः ज्ञानं वृत्तिः, चेतनस्य अकर्तुः उपलब्धिः इति युक्ति–विरुद्धम् अर्थं प्रत्याचक्षाणकः इव इदम् आह–
Дискутируя в известной степени с логически противоречивым мнением, что когниция (жн̃āна) – это операция бессознательного инструмента, коим признаётся разум (буддхи), <а> постижение (упалабдхи) – <операция> бездеятельностного сознания, автор заявляет следующее:
बुद्धिः, उपलब्धिः, ज्ञानम् – इति अनर्थ–अन्तरम्॥
Буддхи (мысль), упалабдхи (осознание, понимание), жн̃āна (когниция) — это синонимичный ряд.
न अचेतनस्य करणस्य बुद्धेः ज्ञानं भवितुम् अर्हति, तत् हि चेतनं स्यात्, एकः च अयं चेतनः देहेन्द्रिय–संघात–व्यतिरिक्तः इति। प्रमेय–लक्षण–अर्थस्य वाक्यस्य अन्य–अर्थ–प्रकाशनम् उपपत्ति–सामर्थ्यात् इति॥
У разума (буддхи), являющегося бессознательным инструментом, не может быть когниции (жн̃āна), потому что <в таком случае> он был бы сознанием. Тогда как такое сознание единично <и> внеположно организму, включая органы. У выражения, содержательно выступающего определением объекта познания, вследствие наделенности потенциалом аргумента имеет место освещение привходящего смысла, <а именно: опровержение позиции санкхьи>.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *