ХС ф.VIII — легитимация бреда

(1) त्र्यध्व–व्यवस्थिताः (2) सर्व–बुद्धाः (3) प्रज्ञापारमिताम् आश्रित्य (4) अनुत्तरां सम्यक्संबोधिम् (5) अभिसम्बुद्धाः।

(1-5) Cae – त्र्यध्व–व्यवस्थितैर् अपि सम्यक्सम्बुद्धैः… बोधिः प्राप्ता#Активная конструкция (картари прайога) заменена на пассивную конструкцию (карман̣и прайога). С сохранением смысла. Но фраза प्राप्ता ‘достигли’ противоречит самому тексту, постулирущему, что в Пустоте нет достижения (см. ф.VI).#
Nabceikm — … सर्व–बुधैर् अपि … अभिसम्बुधा.

Проблематика
Основная проблема на плане выражения – в тавтологичности словосочетания अनुत्तरां सम्यक्संबोधिम् अभिसम्बुद्धाः. Дело в том, что अभिसम्बुद्धाः уже означает ‘достигли просветления’. И это слово употребляется самостоятельно, без прямых дополнений. अनुत्तरां सम्यक्संबोधिम् ‘непревосходимое полное пробуждение’ обычно достигается (प्राप्ता). Но авторы явно не захотели повышать дальше градус абсурдности текста, поскольку «достижение» доктринально отрицается двумя абзацами выше, а «недостижимость» выставляется мотивом к практике самой пражн̃āпāрамиты в предыдущем абзаце. Поэтому непоследовательность и контрадикторность суждений будет уж слишком очевидной.
Только вот незадача: какая разница, каким словом вы прикрылись? В классической абхидхарме именно «достижение» (प्राप्तिः) передаёт смысл «обретение плода», частным случаем которого является «обретение непревосходимого полного пробуждения». Следовательно, отрицая возможность «достижения», вы отрицаете возможность «обретения непревосходимого полного пробуждения». Поэтому остаётся посоветовать авторам либо крестик снять, либо трусы надеть. Если истинно суждение «В Пустоте нет достижения», то ложно суждение «Будды трёх времён достигли непревосходимого полного пробуждения, опираясь на ПП». Если же Истинно суждение ««Будды трёх времён достигли непревосходимого полного пробуждения, опираясь на ПП», тогда ложно суждение «В Пустоте нет достижения». А вместе с ним, и все прочие отрицания.
Попробуйте помедитировать на сказанное – и вы почувствуете запах массового безумия, идущего от древних строк сквозь века.
Содержательно мы имеем сугубо манипулятивную вставку, призванную придать весомость учению ПП в глазах слушателя/читателя.
Человек – существо стадное. Ему нужно на кого-то равняться, кому-то подражать, обезьянничать. Поэтому важно походя слепить образец для подражания. Для этого используются механизмы человеческого мышления. Одна из особенностей нашего мышлениея – оно насквозь догматично: мы мыслим категориями авторитетов. Мы их не пойми на какой помойке подбираем, но потом сами удивляемся, насколько рьяно их отстаиваем. Наличие авторитетов – это глубинный архетип, потребность, обязательная роль, имеющаяся в спектакле у большинства. Является следствием иерархичности мироустройства в целом. На биологическом уровне среди высокопримативных особей это бессознательное признание силы альфа-самца. На психофизическом уровне среди низкопримативных особей это такое же бессознательное признание уровня духовности, самоконтроля, знания, мудрости, доступа к информационному полю в целом.
Причем, конфуз в том, что современная наука вообще не признаёт догмата как особой (на самом деле — доминирующей) формы познания. Традиционно выделяют только чувственное и рассудочное познание. Впрочем, это уже изыскания из совершенно иной области, выходящей за рамки нашего беглого обзора.
Так вот, кто в картине мира буддистов имеет вес, обладает авторитетом? Будда (как имя нарицательное). Поэтому нужно объявить, что все будды трёх времён достигали полного пробуждения, опираясь на ПП. Таким образом мы легитимируем наше еретическое учение. К слову, психиатр Карл Ясперс назвал категоричность мышления одной из форм психического расстройства. Когда кто-то начинает вам петь за «всех людей», «все звёзды космоса» или вот ещё за «всех будд», будьте уверены – это частный случай категоричного мышления, сигнализирующего о психическом расстройстве его владельца. Вы ведь должны понимать, что невозможно иметь на руках доказательства, подтверждающие истинность подобного суждения: «Все будды достигли полного пробуждения, оперевшись на пражн̃āпāрамиту». Это просто нверифицируемо. А значит, заведомо голословно. Так и выглядит демагогия или информационные вбросы для интеллектуально неразборчивых искателей духовности.
К слову, Торчинов в своей монографии о буддизме упоминает прямо противоположное: на вселенских буддийских соборах отдельно рассматривался вопрос о том, сколько же практикующих достигло этого пресловутого «непревосходимого полного пробуждения». Так вот, сделали исключение для патриарха Щакйамуни, а в отношении остальных признали, что это вряд ли возможно. Такие дела. А последний (он же – второй, если память не изменяет) буддийский собор был в середине прошлого века.
Чего с определённой уверенностью можно достичь всем новоиспеченным буддам, опираясь на пражн̃āпāрамиту в представленной интерпретации, так это кащенки. Но и там уже вам вряд ли помогут. В ходе своих личных поисков я несколько раз прошёлся по краю обрыва в сумасшествие, поэтому всё написанное основывается на личном опыте и многолетних наблюдениях за поведением ряженых, болтунов, скоморохов и прочих публичных лицедеев-манипуляторов.

Рассматриваемый фрагмент текста не претерпел правок. Тавтологию и неумелую попытку передать противоречивый смысл через неточное словоупотребление мы оставим на совести авторов.

त्र्यध्वव्यवस्थिताः सर्वबुद्धाः प्रज्ञापारमितामाश्रित्यानुत्तरां सम्यक्संबोधिमभिसम्बुद्धाः।
त्र्यध्व–व्यवस्थिताः सर्व–बुद्धाः प्रज्ञापारमिताम् आश्रित्य अनुत्तरां सम्यक्–संबोधिम् अभिसम्बुद्धाः।

Все будды सर्व–बुद्धाः, распределённые по трём временам त्र्यध्व–व्यवस्थिताः, оперевшись आश्रित्य на пражн̃āпāрамиту प्रज्ञापारमिताम्, пробудились अभिसम्बुद्धाः в непревосходимом अनुत्तरां полном пробуждении सम्यक्–संबोधिम्।

Все будды, распределённые по трём временам, опираясь на пражн̃āпāрамиту, пробуждались в Непревосходимом полном пробуждении.

Подробное объяснение всей буддийской терминологии – следующий этап работы с текстом. Если до него дойдёт очередь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *