J28 — функции Индрий

Два с лишним года назад перевод был выложен на Академии. Случайно на него наткнулся и переписал с учётом новых требований. Поскольку он кратенький, то выкладываю здесь.

एषाम् इन्द्रियाणां कस्य का वृत्तिः, इति आह–
О том, у какой из этих Индрий какая функция, говорит(ся):

28शब्द–आदिषु पञ्चानाम्
आलोचन–मात्रम् इष्यते वृत्तिः।
वचन–आदान–विहरण–
उत्सर्ग–आनन्दाः च पञ्चानाम्॥

Функцией (вр̊тти) пяти <анализаторов> в отношении звука и т.д. признаётся просто отслеживание. А пяти <манипуляторов> — говорение, хватание, ходьба, экскреция и оргазм.
आदि–शब्देन शब्द–स्पर्श–रूप–रस–गन्धाः।
В связи с меткой «и т.д.» — звук, касание, цвет, вкус, запах.
तेषु यथा–क्रमं पञ्चानां श्रोत्र–आदीनां बुद्धि–इन्द्रियाणाम् आलोचन–मात्रं वृत्तिः इष्यते सांख्य–आचार्यैः। श्रोत्र–आदीनि हि विषयस्य प्रकाशन–मात्रं कुर्वन्ति, निश्चयं तु बुद्धिः। तथा हि बुद्धि–अवसितम् अर्थं पुरुषः चेतयते, इति सिद्धान्तः।
В отношении них по порядку функцией пяти анализаторов, начиная со слуха, менторами сāн̇кхйи признаётся просто отслеживание. Подробнее: слух и прочие осуществляют только обнаружение чувственного раздражителя, тогда как идентификацию <осуществляет> Буддхи. Это потому, что постулатом учения является следующий: Пуруша осознаёт объект, отфиксированный Буддхи.

#Другими словами, анализаторы в фоновом режиме отслеживают чувственные данные. Из этих первичных данных Буддхи в случае необходимости выделяет конкретную психическую фигуру, Знак, после чего сопровождает его толкованием: «Это – то-то и то-то». А Пуруша – молчаливо соглашается с таким положением дел.
Предложенное толмачом прочтение более убедительное, чем аналогичное у Гауд̣апāды. Но и оно порождает серьёзные противоречия при толковании определения др̊шт̣ам в K05.#

कर्मेन्द्रियाणाम् अपि वाग्–आदीनां यथा–क्रमं वचन–आदान–आदीनि वृत्तयः कर्माणि।
Функциями же или задачами речи и прочих манипуляторов выступают в порядке очерёдности звукопорождение, хватание и т.д.
तत्र वाग्–इन्द्रियस्य नानाविध–वर्ण–उच्चारणं कर्म; आदेयस्य आदानं पाण्योः; विहरणं देश–अन्तर–गमनं पादयोः; उत्सर्गः आहार–मलस्य उत्सर्जनं पायोः; आनन्दनम् आनन्दः, ह्लादः, शुक्र–विसृष्टि–संसृष्टि–सुखं, – तत् उपस्थ–इन्द्रिय–वृत्तिः॥
Среди них задача речевого аппарата — порождение многообразных звуков; рук — хватание (взятие) того, что нужно взять; ног — вихаран̣а ходьба, т.е. перемещение в другое место; ануса — утсарга экскреция, т.е. эвакуация пищевых отходов; āнанда оргазм, экстаз, удовольствие от семяизвержения при соитии — это функция полового органа.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *