Неудобные мысли. Часть 2

«Йога – это выключение деятельности ума». Так гласит тезис 1:2 Йога-сӯтр. Я не припомню навскидку ни одного комментария или исследования, где сразу же вслед за данным тезисом был бы поставлен вопрос: «А зачем нам отключать деятельность ума?» А раз такого вопроса нет, раз критически мы осмыслить не пытаемся, то неизбежно оказываемся в неком очаровании (охмурении, одурманивании) затейливой словесностью.
Возьмите любой гаджет непрерывного действия: компьютер, ноутбук, смартфон. Какой смысл в их выключении? Выключение лишает их единственного бытия, единственного предназначения, ради которого они и были созданы – служить пользователю, его целям и интересам (про Большого Брата для простоты повествования мы здесь упоминать не будем). В чём разница в случае с человеком как биокомпьютером? Я лично никакой разницы не улавливаю. Тогда мы обязаны поставить вопрос ребром: «Зачем отключать деятельность ума?»
Действительно, при работе приложений бывают сбои, зависания, глюки, заражения и проч. Но ведь есть менее радикальные способы борьбы с этим, нежели тотальное выключение гаджета. То же самое с умом: есть некое подмножество способов работы с активными познавательными и поведенческими программами, архивами воспоминаний, диспозициями-предустановками и проч., которые позволяют решать локальные проблемы без глобального отключения всей системы. Да, можно встретить случаи, когда делается перестановка всей операционной системы. Но даже в этом случае закрытие текущих приложений является промежуточным шагом подготовки к перезапуску.
Таким образом, если мы возьмём за основу гностический принцип «Что внизу, то и вверху», то вынуждены будем признать, что окончательное выключение гаджета бывает связано с его полной недееспособностью, окончательным выходом из строя. И таким образом это выключение предшествует утилизации инструмента. Так вот, йога в ее коренном применении – это выключение человеко-гаджета перед его окончательной утилизацией. А потому практики йоги как таковые (ваирāгйа и абхйāса) абсолютно неприменимы к активной социальной жизнедеятельности.
Утверждаю на основании своего опыта: переживание жизни как не касающегося тебя спектакля обесценивает эту самую жизнь. На спектакль ходят затем, чтобы он увлекал, дарил ощущения. Если спектакль не нравится, в антракте можно покинуть театр. В жизни всё не так. Вы сначала утрачиваете вкус к происходящему, переходите при помощи ваирāгйи в режим серого пластилина, а затем оказываетесь пойманы в ловушку. Вся эта свистопляска не заканчивается, вас она не только вдохновляет, но даже назойливо раздражает своей неизбывностью. Именно об этом вещает нам тезис 2:15 «для видящего различие всё есть сплошное страдание». Как видим, у самого Патан̃жали чётко прописано, в каком умонастроении вам придётся жить, обрети вы глубинное понимание мироустройства и себя.
В чём заключалась моя ошибка? В непонимании контекста. Мне было совершенно невдомёк о том, в каких условиях применяется практика йоги и какие цели она преследует. В итоге когда эти вопросы прояснились, было уже поздно: врождённые тенденции к социопатии, высшему Знанию и неэмоциональности превратились в откормленные лярвы. Да, я нашёл что искал. Четверть века поковырялся и нашёл. Но оно оказалось совершенно невообразимым содержательно и вовсе не таким, как я предполагал на берегу. Более того, выяснилось, что найденным невозможно поделиться с миром.
Обычный человек не может быть счастлив с самим собой. Вы удивитесь, но эту максиму я услышал от бывшего заключённого, ведущего на Ютюбе профильный канал о тюрьме и её правилах. Возможно, сходство положения заключенного с положением Души в Теле периодически толкает меня к изучению «лагерной романтики». А может понимание того факта, что будучи ограничен в формах своего внешнего проявления, человек самопроизвольно может начать осмыслять своебытие и получать озарения. Как бы то ни было, это факт – обычный человек не может быть счастлив сам с собой. А про необычных мы ничего не знаем. Мы не знаем, что творилось в умах отшельников и как они изнутри оценивали своё положение. Так уж вышло, что их биографии пишут восторженные почитатели, которые сами в их шкуре не были, поэтому не способны раскрыть всего психологизма их жизненной ситуации.
Стоит ли удивляться, что после всех поисков я, с удивлением для себя, начал ценить близких людей. Их было немного в моей жизни. И непростительно многие ушли в неизвестном мне направлении. Возможно, это особенность ума, который ценит то, чего ему не хватает. Лично я считаю, что с людьми мне по жизни всегда везло: встречались и встречаются неординарные, самобытные и человечные герои этой драмы. Хотя, может быть это плод моих нескончаемых перепросмотров и изменения прошлого, в результате которого заплечный мешочек воспоминаний оказался наполнен только питающими и укрепляющими Душу эпизодами. А всё плохое было изжито, сожжено, развеяно по ветру.
Так уж вышло, что за свои откровения я заплатил полную цену. К настоящему моменту у меня окончательно рассыпалось здоровье. Каждый прожитый день – как подвиг. По сути, в любой момент с моим телом может случиться одна из тысячи неприятностей, способных вывести его из строя. А это означает, что я окажусь бесполезен не столько для себя, сколько для тех, ради которых когда-то я и отправлялся на поиски. Но… такова жизнь: что мы не в силах изменить, то мы обязаны принимать.
Итак, несложно понять, что для социально активного человека добровольное выключение психической деятельности – это практика самоубийства. Выключение паразитарных процессов, запуск новых процессов – это всё может оказаться где-то рядом, как-то полезным, но не является йогой в её изначальном смысле. Иначе говоря, из психопрактики йоги можно брать только конкретные структурные элементы, если знать, как их встроить в свою личную жизнь. Напрямую как есть йога является добровольным самоубийством. И я легко обосную это любому апологету, будь у него десять опубликованных монографий за плечами. Точнее, тем более, если у него за плечами десять опубликованных монографий. Ибо если бы он знал, как всё на самом деле, то помалкивал бы точно так же, как помалкивают тысячи других не по своей воле прозревших.
И всё же именно йоге я обязан уразумением ключевого момента всего человеческого бытия. Было это еще в ту пору, когда я плотно занимался безмыслием (ака медитацией, самадхи) и не видел системы целостно. Вот садишься ты раз за разом в полулотос или ложишься перед сном. Закрываешь глаза, отключаешь привычно процессы, проходишь разные стадии сампражнаты, отдыхаешь, расслабляешься, но рано или поздно тебе приходится из этого состояния возвращаться. Куда? В обычное бодрствование (вйутхāна). И ум привычно запускается в работу. Да, со временем из-за незадействованности программы социализации начали затираться: я стал медленно соображать, бессвязно говорить. И тогда на горизонте нарисовалась безрадостная картина: жизнь ещё не закончилась, зато уже закончился ты. Это был переломный момент, когда я, пожалуй, впервые сказал своё веское «нет» довлевшему авторитету доктрины. И стал разрабатывать методики возвращения себе былых навыков ясного мышления и связного говорения.
Итак, никакое самадхи, никакой ритрит, будь он одно- или двадцатидневный, принципиально ничего не меняют в нашей жизни. У нас остаётся тот же самый ум, который после возвращения из ритрита нужно чем-то занимать. Вот это и есть ключевое место, краеугольный камень человеческого бытия –
каждый из нас вынужден
чем-то занимать свой ум.
Даже если с вами случится безумие, то вас не будет, а ум останется. Вот насколько всё серьёзно.
В данной связи весь уклад жизни человека – это занятие своего ума каким-то содержанием. Незанятый ум – признак надвигающейся кончины. Если вы его разгружаете добровольно, значит, вы добровольно решили покинуть этот Титаник. Причем, сами об этом вряд ли подозреваете.
Несложно теперь понять, что в плане психологии наиболее эффективно не бороться с вредной привычкой, а вскармливать новую, желанную. Она именно это и делает – замещает собой то содержание, которое призвано было раньше занимать ваш ум. Всё, бархатная революция случилась. Ни одного кролика не пострадало. Если же вы боретесь с вредной привычкой, то забываете, что правило вр̊тти-сарӯпйам никто не отменял: чему уделяем внимание, тем и являемся, чем занимаем свой ум, тем и становимся.
Ещё раз – каждый из нас вынужден чем-то занимать свой ум. Отсюда обязанность иметь отдушины в виде хобби, служений, тех или иных форм творчества. Почему? Потому что они не только занимают ум, но еще и дают ощущение силы. Тогда как большой объём содержимого ума просто угнетает и размазывает свидетеля.
Если мы будем памятовать об этом тезисе – каждый из нас вынужден чем-то занимать свой ум – то начинаем более ответственно подходить ко всему, о чем думаем, с кем общаемся, как говорим, чем себя окружаем и так далее. Вспомните восьмеричный путь Будды: содержательно он как раз и посвящен избирательному заниманию своего ума: правильная речь, правильное поведение, правильное воззрение и т.п.
Но вы ведь понимаете, что к моменту прочтения данного текста ваша жизнь уже напичкана хаотичными процессами, давно вышедшими из-под контроля. Отсюда и вырисовывается тяжкое бремя, накладываемое на всякого подвизавшегося – собирание разбросанных ранее каменьев, избирательное структурирование своебытия. Это очень тяжкое, выматывающее мероприятие. И только понимание того факта, что по-другому дальше никак, заставляет кряхтеть и ползти, кряхтеть и ползти.
Попробуйте теперь смотреть на расплодившихся «продавцов щастья» сквозь призму открытой вам выше истины, и как знать, может, именно вам посчастливится избежать тех капканов, в которые они направляют толпы ничего не подозревающих хомячков…

1 комментарий

  1. Одуванчик полевой

    Статистически людей, которые не могут улучшить свою жизнь, гораздо больше, чем тех у кого получилось быть довольным.
    В моём окружении, по крайней мере.
    Есть огромное количество правил про «как стать счастливым», границ, рамок, религий, догм. Почему они не работают? Ещё и загоняют в чувство вины. Человек старается выполнять предписания, чтобы стало хорошо и не умереть, но это не работает.

    Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *