БЧА 3:28

जगद्–मृत्यु–विनाशाय
जातम् एतत् रसायनम्।
जगद्–दारिद्र्य–शमनम्
निधानम् इदम् अक्षयम्॥

σ: एतत् रसायनम् जगद्–मृत्यु–विनाशाय जातम्, इदम् अक्षयम् निधानम् जगद्–दारिद्र्य–शमनम्।

жагад-мр̊тйу-винāщāйа
жāтам етат расāйанам.
жагад-дāридрйа-щаманам
нидхāнам идам акшайам..
Это эликсир, рожденный для устранения смерти мира, это неистощимая сокровищница, утешительница нищеты мира.

#На этом месте должна быть логика. Но она приболела, и её замещает маразм. Здесь мы видим характерный пример так называемой апасиддхāнты или попрания собственного догмата. Напомню, что согласно комментатору, пробуждение (бодхи) – это постижение бессамосущности всех феноменов [см. комм. к 3:22]. Переводя на рабоче-крестьянский, речь идёт о прозревании иллюзорности мироздания как такового. И потому любой занимающийся пробуждением уничтожает (мягче – устраняет) мир посредством узревания его иллюзорности, виртуальности. К слову, нелогичность мышления – это один из отличительных признаков фанатизма. Чтобы быть фанатиком, нужно предварительно в той или иной степени тронуться рассудком. Это первое.
Второе. Обет бодхисаттвы в канонической форме (в тексте, правда, этого пока мы не встретили) формулируется как отказ от ухода в личную нирвāн̣у и обязательство перерождаться до тех пор, пока все живые существа не освободятся. Освобождение живых существ тождественно смерти мира. Следовательно, именно смерть мира (тотальная, как после всепожирающей чумы) является конечной целью деятельности бодхисаттв. Во всяком случае, на словах. О каком устранении смерти мира может идти речь в подобных условиях, остаётся только гадать.
Бодхичитта сама по себе, как идея, – это точно такая же кармическая программа, как и любые другие. Написана тем же исходным языком программирования. Вся разница между программами – в характере исполняемого сценария. Да, биоединица под укоренившейся программой бодхичитты становится более щедрой, более дающей, более питающей. И самого бодхисаттву (пока он не сдулся, не выгорел и не порос мхом цинизма, что абсолютно неизбежно) вполне уместно аллегорически считать и живой драгоценностью (ринпоче), и сокровищницей, выручающей в случае нищеты, и всё такое прочее. Но на стадии первичного знакомства с данной идеей ничего подобного у бодхисаттвы нет и быть не может.#

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *