БЧА 3:29

जगद्–व्याधि–प्रशमनम्
भैषज्यम् इदम् उत्तमम्।
भव–अध्व–भ्रमण–श्रान्त–
जगद्–विश्राम–पादपः॥

σ: इदम् उत्तमम् भैषज्यम्, जगद्–व्याधि–प्रशमनम्। <एषः> भव–अध्व–भ्रमण–श्रान्त–जगद्–विश्राम–पादपः।

жагад-вйāдхи-пращаманам
бхаишажйам идам уттамам.
бхава-адхва-бхраман̣а-щрāнта-
жагад-вищрāма-пāдапах..
Это превосходное снадобье, исцеляющее от мирских болезней (или от недомогания миром <как болезнью>). <Это> дерево для отдохновения в миру уставшим от блуждания во временах и пространствах.

#бхава-адхва-бхраман̣а я перевёл согласно значениям буддийского санскрита: «от блуждания (бхраман̣а) во временах (адхва) и пространствах (согласно Эджертону, бхава означает три плана бытия: кāма, рӯпа и арӯпа). В классическом санскрите этот же фрагмент звучал бы более поэтично «от блуждания (бхраман̣а) по дорогам (адхва) бытия (бхава)». Что бы это могло значить, я обсуждать не хочу.
Содержательно мы снова видим самовзбадривающие аллегории, живущие исключительно в уме говорящего. Причём, однозначно не читается ни первая, ни вторая. Так, в первой не ясно, кого от чего лечит подразумеваемая бодхичитта. То ли конкретное живое существо от болезни-одержимости миром, то ли его же, но от мирских болезней, то ли сам мир от болезней.
В чём и для кого заключается отдохновение, также остаётся загадкой. Если я принял бодхичитту, то взваливаю на себя крест гораздо более тяжелый, чем выпадает на долю любого мирянина.
Обе аллегории вполне объяснимы фактом вышеупомянутой фанатичной восторженности, при которой логику в высказываниях искать бесполезно: воздействие на психику осуществляется иррационально, через бессознательное. Впрочем, в порядке обмена мнениями желающие могут высказать в комментариях своё понимание сказанного. Мне действительно любопытно узнать, у кого какие соображения на сей счёт.#

6 комментариев

  1. Дмитрий

    Ну, раз уж вам любопытно, воспользуюсь приглашением высказаться.
    Видится, что отдохновение испытывает бодхисаттва. Понижая страдания других живых существ, в первую очередь людей, ум имеет дело с более устойчивыми объектами, чем собственные химеры. В последнем нетрудно убедиться, достаточно этим Другим накатить нам один штук по физиономии или насрать собакой под калитку. Очень устойчивые. В результате помощи им, как ее ни назови, ум имеет дело с чем-то сравнительно устойчивым, а что ещё уму надо. Владелец счастлив, а что кроме счастья кому здесь нужно. Ничего никому не нужно. Противоречие однлхновения с тяжкокрестовостью списываем на одно из неснимаемых противоречий, из которых человеческое существо и состоит, и в свободное от счастья время осмысляем дозированные страдания.
    Само счастье, конечно, несколько надмирное, и вроде конфликтует с базовой вирусной программой «пусть всегда буду Я», доминирование которой подтверждается фактом заселения в нашу ледяную жопу. Но при попытке осмыслить уровень снятия данной проблемы мои мозги спекаются в яичницу, ибо сам там не был.
    Так что, если позрить в корень, спасать других, в смысле не жить для себя, как-то себе же дешевле, нежели включать старуху шапокляк. И похрену как это назвать, были бы дела в эту сторону, а не только разговоры.
    Кстати, для реализации подобных практик буддизм совсем не обязателен.
    Сорри за многословие.

    Ответить

    1. Спасибо. Улыбнуло.
      Дима, у вашей речи всегда, сколько помню, был неповторимый флёр в виде смеси претензий на одухотворенность и прямолинейности языка сапожников…
      Надеюсь, у вас в семье всё благополучно, а поездки в Индию не отвратили вас окончательно от мирской жизни.

      Ответить
  2. Дмитрий

    Благодарю вас, друг мой.
    Помнится (но могу ошибаться, память всё чаще подводит), будто когда-то писал вам по почте — примерно год назад супруга в Господе Лариса со мной рассталась, и благо моя семья получает сейчас в удаленном для меня доступе. Ом Намо Шивайя, а энергия поддержания слаба на передок. Хочется верить, что мое местопребывание корректируется путевым навигатором из контекста, объём и смысл которого превосходит моё скромное разумение. А не я сам из чсв усложняю достаточно простые жизненные задачи своей не особо сложной и многогранной личности.
    Стабильно и вечно ново изумляюсь той щедрости, с которой вам за ваши труды предоставляется доступ к точным дефинициям сущностных вещей.
    Нотки своей фамильярности привычно прошу списывать на дурное воспитание.

    Ответить

    1. Весьма прескорбно слышать о вашем расставании с Ларисой. Письма на эту тему не припомню, видимо, карму где-то заклинило. А проверить сейчас не представляется возможным ввиду тотальной чистки всех почтовых ящиков.
      Не совсем понял, кто слаб на передок, но согласен, что это достаточно веская причина для разрыва отношений в любом случае. Неблагоприятным последствием сего обстоятельства станет отсутствие для вас возможности заниматься служением на регулярной основе. На фоне падшего Сатурна в карте это не есть кармическое благо.
      В конечном счёте, не так важно, что с нами происходит. Важно то, как мы к этому относимся. А последнее вторично от нашей стратегии проживания собственной жизни. Если бы я начал рассказывать о том, что со мной за это время успело напроисходить, то меня в лучшем случае записали бы в выдумщики, ибо поверить в это крайне проблематично. И ничего, продолжаю делать то, что считаю своим служением. Ибо всякое жизненное говно превращаю в навоз, которым удобряю свои цветники и фруктовые сады.

      «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, творите добро ненавидящим вас, молитесь за злословящих и преследующих вас» (Мф 5:44).

      Ответить
      1. Дмитрий

        Выразился я о слабости невнятно, да. Слабой оказалась именно способность удерживать созданное. Семью в данном случае. Как обычно, впрочем. Замутить что-либо не без труда но можно, рушится на раз-два силой времени, ускоряемой неловкими движениями. Для поддержания того что есть требуется неустанный труд, мда. Под новым ракурсом взглянул на поговорку день прошел и слава Богу.
        А так согласен. Рассматривал свою семью как поле служения, на котором можно искупить многие грехи. Может быть вообще все.
        Досадно от таких обломов. С другой стороны, наблюдая свои кармы и кармы близких, нетрудно видеть, сколь многое превосходящее личные силы тут намешано. Однако, винить что-либо внешнее было бы глупо и непоследовательно.
        Склонен полагать, что греховные поступки догоняют и бьют в спину спустя годы, когда ситуация кажется исчерпанной и забытой. Ничего не забыто и безследно не проходит. Хотя наверняка пройдут годы, и греховными увидятся сегодняшние мысли о своих неудачах. Вечные запаздывания, и готовность встретить тот или иной вызов жизни адекватна тому, что уже просвистело мимо.
        Совершенно мистическое утро сегодня. В небе слеза и улыбка оспаривают первенство на высоких скоростях. Торчу на даче последние дни. Скоро зима

        Ответить

        1. «греховные поступки догоняют и бьют в спину спустя годы, когда ситуация кажется исчерпанной и забытой». Именно так. И часто мы забываем об этом и начинаем верещать «За что?!» Но если медленно вдохнуть-выдохнуть, слегка отпустить ситуацию и «повспоминать», то в уме всплывают события-манифестаторы. Поэтому важно удары судьбы претерпевать стойко, если мы не хотим, чтобы на второй круг пошло.
          У нас тоже звенящая золотая осень. Если руки дойдут, выложу позже отдельным постом плоды вчерашней фотоохоты.

          Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *