БЧА 1:21-22

«शिरः–शूलानि सत्त्वानाम्
नाशयामि» इति चिन्तयन्।
अप्रमेयेण पुण्येन
गृह्यते स्म हित–आशयः॥
किम् उत अप्रतिमं शूलम्
एकैकस्य जिहीर्षतः।
अप्रमेय–गुणं सत्त्वम्
एकैकं च चिकीर्षतः॥

σ: «सत्त्वानाम् शिरः–शूलानि नाशयामि», इति चिन्तयन्, हित–आशयः अप्रमेयेण पुण्येन गृह्यते स्म। किम् उत एकैकस्य अप्रतिमं शूलम् जिहीर्षतः, एकैकं च सत्त्वम् अप्रमेय–गुणं चिकीर्षतः।

«щирах-щӯлāни саттвāнāм
нāщайāми» ити чинтайан,
апрамейен̣а пун̣йена
гр̊хйате сма хита-āщайах..
ким ута апратимам̇ щӯлам
екаикасйа жихӣршатах.
апрамейа-гун̣ам̇ саттвам
екаикам̇ ча чикӣршатах..

Доброхот, мечтающий о том, что будет устранять головные боли людей, одержим неизмеримой добродетелью. Что же говорить про желающего устранить несопоставимую боль каждого по отдельности и желающего сделать каждое отдельное существо обладающим неизмеримыми достоинствами.

#Если мы вспомним присказку «Благими намерениями вымощена дорога в ад», то идеал бодхисаттвы будет наиярчайшим образчиком, раскрывающим содержание сей максимы.
Автор настойчиво льёт в уши слушателя расплавленное олово своего помрачения, выдавая единичное намерение, вспыхнувшее в сознании человека, за самодостаточную добродетель. При этом, как выясняется, он не одинок, у него имеются предшественники, отстаивавшие этот вздор даже от лица мифологемы-Будды. Дело в том, что перед нами – та самая аргументация из «Многовопросной» сӯтры, упомянутой в предыдущей строфе.
Вы сидите в средней части вагона трамвая. В переднюю дверь кое-как заходит согбенная старушка. «Уступлю-ка я ей место!» Но, увы, середина рабочего дня, мест свободных полно, поэтому она уселась прямо у дверей. Второй вариант: ей уступил кто-то из ближних пассажиров. Третий вариант: народу так много, что ей не дойти до вас при всём желании. Четвертый вариант: народу средне, она встала сразу у входа, чтобы не топтать ноги, а у вас в голове мысли вдогонку: «Так, если я сейчас встану, то пока пойду её приглашать, место займут стоящие рядом. Ну нафиг!»
Возможно, примеры покажутся вам несколько надуманными. Но они в любом случае наглядно демонстрируют отсутствие добродетельности у мысли, не подкрепленной действием.

«Дерево познаётся по плодам» (Мф 12:33).

Если вы не плодоносите делами, то грош цена вашим помыслам. И даже вашим словам, не то что помыслам. Скажем, если вы ведётесь на чужие слова, отказываясь замечать расхождение слов с действием, то вас ждут серьезные неприятности по жизни. А таких примеров – тьма. И главным образом они реализуются с участием первертов.
Теперь рассмотрим внимательнее предложенную текстом аналогию. Если вы хотите повысить свою психическую резистентность в пространстве враждебных потоков догматической информации, то одним из действенных приемов служит внимательное всматривание в аналогии. Их в текстах младофилософов – тьма. Своей образностью они вызывают вау-эффект. Однако, вы должны помнить: выводы по аналогии возможны только если два сценария, два явления схожи в своих ключевых, системообразующих признаках.
Итак, что за доброхот, который лелеет мысль «Устраню-ка я головные боли людей»? Вы встречали таких в своей жизни? Лично я – нет. Какие «головные боли»? Каких «людей»? Иначе говоря, о каком общеизвестном сценарии вообще идёт речь?
Это знахарь? Но знахарю не присуща подобная ментальная одержимость. Его способность исцелять является даром глазами исцеляемых, но проклятием глазами самого знахаря. И он совершенно не горит желанием «устранять головные боли». Он занят своим служением ровно с теми, кто сам пришёл и сам просит помощи.
Если речь идёт о враче, то горящий идеей исцеления всех пациентов профильный врач – это нонсенс. Врачи – самые заядлые циники. И такая профдеформация является единственным способом самосохранения для них. Если даже в момент поступления в ВУЗ у человека была идея «Хочу лечить других!», то за время шестилетнего обучения и последующих нескольких лет практики она трансформируется до состояния полного безразличия к больным, бесчувственности, утраты эмпатии.
Чтобы некий факт мог быть наглядным примером (удāхаран̣а), он должен относиться к сфере общего опыта. В данном случае пример взят с потолка, неестественен, а нам остаётся гадать, что же подразумевает автор. И дальше мы имеем полное право сделать распространение: как в частном случае мы не находим людей, горящих желанием излечивать всех подряд от головной боли, так нет в мире и тех, кто втихую (не напоказ) горит желанием избавить от страданий каждого по отдельности, кто лелеет мечту сделать всех вместилищами неизмеримых достоинств.
К врачу страждущие приходят сами. Самим актом обращения они уже уполномачивают врача на вмешательство в свои дела. Врач трезво понимает, что существует множество недообследованных, которые живут и в ус не дуют, не подозревают, что больны. «Больны» в описаниях врача, но «здоровы» в своих личных описаниях.
С учетом данного факта врач трезво понимает, что излечить всех технически невозможно: львиная доля не признают своих болезней, не согласны на обследование. Кроме того, идёт постоянный прирост планетонаселения, т.е. появляются новые биоединицы – потенциальные носители болезней. Точно такая же ситуация с бодхисаттвой-доброхотом. Львиная доля людей не считают себя страдающими и нуждающимися в помощи «святого благодетеля». Принудительная попытка их диагностирования будет неизбежно вызывать скрытую или явную агрессию. Кроме того, идёт постоянный прирост человеконаселения, т.е. воплощаются всё новые и новые умы с токсичными потоками когниций.
В подобных условиях формулировки обета бодхисаттвы сродни заявлениям о готовности сгрызть своими собственными зубами подчистую гору Эверест. Иначе говоря, это заведомо недостижимая цель, в самой формулировке которой кроме непомерной гордыни больше ничего не наблюдается.
Нужно быть полным идиотом, чтобы не осознать всю тщету своих намерений за несколько лет активной помощи людям. И дальше происходит самое забавное. Либо человек трезвеет, смиряет свою гордыню, отказывается от своего наивного обета и научается предоставлять людей самим себе. Либо он становится химерой, лицемером, продолжающим заявлять напоказ о своем бескрайнем человеколюбии, а внутри носящим человеконенавистничество, лелеящим корысть. Третьего варианта за четверть века поисков я не встречал.#

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *