БЧА 1:24

तेषाम् एव च सत्त्वानाम्
स्वार्थे अपि एषः मनोरथः।
न उत्पन्न–पूर्वः स्वप्ने अपि
परार्थे संभवः कुतः॥

σ: तेषाम् एव च सत्त्वानाम् स्वार्थे अपि एषः मनोरथः स्वप्ने अपि न उत्पन्न–पूर्वः। कुतः परार्थे संभवः?

тешāм ева ча саттвāнāм
свāртхе апи ешах маноратхах.
на утпанна-пӯрвах свапне апи
парāртхе сам̇бхавах кутах..
У этих товарищей подобная мечта и для себя-то прежде не появлялась даже во сне. С чего ей взяться для других?

#Этот стих сделал мне день. Я его как ни прочитаю, так не могу улыбку сдержать. Такая наивная простота, держите меня семеро!
Самое презанятное, что слово маноратха (Выдумка Мечта Фантазия) я употребил относительно бодхичитты как идеи незадолго до того, как мы дошли до этого места.
Автор пыжится сказать нам следующее. Все эти матери-отцы-пророки даже в сладком сне не помыслили бы об избавлении себя любимых ото всех страданий бытия. Куда уж им помыслить об этом для других! А мета-сообщение такое: У нас же, бодхисаттв, борзоты и буйства фантазии хватает с горкой, поэтому мы срать хотели на свои интересы и сразу эти фантазии лелеем относительно всех живых существ. И не в отдельно взятом сладком сне, а наяву.
В общем, более неудачной рекламы своей идеологии придумать сложно.
Едем дальше. Насчет отсутствия мечты избавиться от личных страданий. Откройте Сāн̇кхйа-кāрики. Текст начинается мотивацией избавления от тройственного страдания сам̇сāры. Аналогичная мотивация представлена в первых тезисах Нйāйа-сӯтры. В момент концентрации нескладух по жизни много кто молится Богу о прекращении страданий. В Бхагавад-гӣте прямо сказано, что страждущие – это одна из четырех категорий ищущих покровительства Бога. Следовательно, идея избавления от страданий вовсе не является прерогативой буддизма. И в этой части автор перечит фактам. Что же до идеи избавления от страданий всех прочих, то, как я настойчиво показываю, в основе такого умонастроения лежит склонность субъекта к насилию, т.е. тирания, неприятие Закона Кармы и свободы чужой воли. Не имея на то никаких полномочий, ты назначаешь себя Господом Богом, вершителем чужих судеб, решителем за других как им лучше жить.
Однако, нужно помнить, что есть вещь-как-она-кажется и вещь-как-она-есть. Вторую можно только увидеть очами мудрости. Она сокрыта от понимания обывателя. Так вот, о том, чем является бодхичитта в масштабе микросоциума, мы поговорим отдельно в рамках обзора на прочитанный раздел целиком.#

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *