БЧА 1:26

जगद्–आनन्द–बीजस्य
जगद्–दुःख–औषधस्य च।
चित्त–रत्नस्य यत् पुण्यम्
तत् कथं हि प्रमीयताम्॥

σ: यत् जगद्–आनन्द–बीजस्य, जगद्–दुःख–औषधस्य च चित्त–रत्नस्य पुण्यम्, तत् कथं हि प्रमीयताम्?

жагад-āнанда-бӣжасйа
жагад-духкха-аушадхасйа ча.
читта-ратнасйа йат пун̣йам
тат катхам̇ хи прамӣйатāм..
Как вообще измерить это добро драгоценной мысли, являющейся семенем мирского благоденствия и лекарством от мирских страданий?

#А разве у какой-либо мысли есть самостоятельная ценность? Идея даже существовать вне какого-либо субстрата не способна. Но и на субстрате она жива только тогда, когда воспроизводится заключённый в ней сценарий. Какая ценность в компьютерной программе, записанной на жестком диске, выброшенном в мусорное ведро? Итак, в первом приближении ценность имеют усилия конкретного ума по зацикливанию на конкретной идее, превращение её из акцидентного понимания в фигуру, основу стратегии проживания своей жизни. Но в этом случае оказывается, что прикоренить идею без внешней практики не-воз-мож-но. Повторяющееся курение кальяна, повторяющаяся игра в танчики, повторяющийся прокол вены, повторяющийся акт пикапа смазливой девицы, повторяющийся поход в тренажерный зал – эти и подобные ре-петиции приносят свои плоды, накармливают лярву, которая потом сама поддерживает статус кво, заставляет субстрат делать некое действие по привычке. В случае бодхичитты у адепта нет никакого повторяющегося действия, которое закрепило бы привычку. В качестве такового традиция нам предъявляет семичленную молитву, основывающуюся на данном тексте. Здесь и восхваление бодхичитты, и признание своих грехов, и принятие идеи бодхичитты, и богослужение визуализируемым буддам и бодхисаттвам, аккумуляция неких мнимых благих заслуг и распределение их «на благо всех живых существ». Но, коллеги, молитва как форма самозабалтывания может выработать только привычку молиться и самозабалтываться. Чтобы реально помогать живым существам, нужно идти и помогать. Загвоздка, правда, в том, что вас моментально пошлют накхуй с вашими сопливыми приставаниями. И будут совершенно правы. А вера в то, что одинокими молитвами вы спасаете всех живых существ, является таким же самозабалтыванием, какое практикуют адепты бесконтактных видов единоборств. В рамках некой субкультуры, где данные фантазии разделяются всеми участниками группы, вы реально что-то из себя представляете. Как только вы сталкиваетесь с обнаженной действительностью уличных беспредельщиков или просто физически крепкого соперника, который знать не знает про ваши верования, так вся ваша бутафория начинает трещать по швам, а вы сами неловко плюхаетесь голой жопой в грязную лужу.
В этой связи вспоминается широко освещавшаяся в профильной литературе практика китайской секты Белого лотоса (Байляньцзяо) зомбировать своих фолловеров верой в могущество и несокрушимость выпестованных духовными практиками органических тел. Эти бравые ребята во время бунтов и восстаний вплоть до конца 19 – начала 20 веков продолжали выходить с обнаженными торсами даже на редуты британских, французских и прочих легионеров. Но вот незадача, европейцы понятия не имели, в какую ролевую расстановку их пытались втянуть представители китайского повстанческого движения. Дружно вскидывали ружья и дружно давали залпы. В ответ бедные китайцы… дружно отправлялись на аудиенцию с Буддой Амитабой. Вера европейцев в силу свинца и картечи всякий раз оказывалась могущественнее.
Итак, в чём же вообще самодостаточное добро продвигаемой бодхичитты? Оно меньше, чем у не так давно наполонивших мир абсолютно бесполезных спиннеров. Но последние хоть на пальце покрутить можно. А бодхичитту ни на хлеб не намажешь, ни в карман не положишь…
И если какое-то нечто не имеет практической ценности, но это нечто упорно внедряют в массы (вплоть до подключения механизма Окна Овертона), значит, это нечто несёт неразглашаемую выгоду неназываемым заинтересованным лицам. То, в чьих интересах внедрялась веками бодхичитта, насаждался идеал бодхисаттвы, мы рассмотрим отдельно. Ну а пока вдумчивый читатель сам может задаться этим вопросом и попробовать самостоятельно найти ответ на него.#

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *