БЧА 1:31

कृते यः प्रतिकुर्वीत
सः अपि तावत् प्रशस्यते।
अव्यापारित–साधुः तु
बोधिसत्त्वः किम् उच्यताम्॥

σ: कृते यः प्रतिकुर्वीत सः अपि तावत् प्रशस्यते। अव्यापारित–साधुः तु बोधिसत्त्वः किम् उच्यताम्।

кр̊те йах пратикурвӣта
сах апи тāват пращайсйате.
авйāпāрита-сāдхух ту
бодхисаттвах ким учйатāм..
Кто расплатится за <уже> содеянное, даже тот уже высоко ценится. Что уж говорить про бодхисаттву, который является не званым к участию в работе праведником?

#Снова рассогласованность модальностей: пратикурвӣта – оптатив, пращайсйате – настоящее время.
авйāпāрита-сāдху комментатор глоссирует как «непрошенный добрый духовный наставник» (अनभ्यर्थित–कल्याण–उपनेता). авйāпāрита выглядит синтетической формой к каузативу от वि–आ–√पृ ‘Быть занятым в’ и как таковая может означать «не принуждавшийся к работе».
Термин ‘бодхисаттва’ вводится в повествование без его определения. Т.е. текст совершенно не претендует на наукообразность, последовательность и системность подачи материала. И как таковой он предполагает либо предварительное знакомство с предметом (но тогда он абсолютно избыточен), либо наличие духовного наставника, готового дать все недостающие пояснения (но тогда он ущербен).
По мнению автора, неуёмная тяга бодхисаттвы сувать свой нос в чужие дела является его неоспоримым достоинством. Нужно иметь очень жидкие мозги, чтобы с этим согласиться. В психопатологическом аспекте в чужие дела суётся тот, кто не хочет заниматься своими проблемами, закрывая на них глаза. Точнее, занятость чужими проблемами просто не оставляет свободного ресурса внимания на то, чтобы заниматься собой.
Вы даже представить себе не можете, сколько негатива огребают современные буддисты, пытающиеся проповедовать в миру (это называется – разъяснять правду) там и сям, где их не звали. И что самое занятное, толку от таких навязанных проповедей – ноль. Но никто на это не обращает внимания. Я не имею в виду заранее объявленные лекции с информированием через СМИ о предстоящем мероприятии. Я именно про «нежданчики», когда вы «тук-тук… можно войти?.. уделите мне десять минут, я поведаю вам Истину…».
Конфуз же всей ситуации заключается в том, что идеал бодхисаттвы в заданных рамках так и остался идеалом на бумаге. Истории не известно буддийских сумасшедших, посвятивших себя служению всему человечеству. Иначе говоря, текст описывает образ бодхисаттвы, каким его должна воспринимать паства, а не каким он является на самом деле. И это – неприкрытая манипуляция общественным мнением. Если бы бодхисаттва был единичной персоной, мы могли бы смело вести речь о культе личности. Как называется искусственная идеализация определенной правящей прослойки теократического общества, я с ходу затрудняюсь сказать.#

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *