БЧА 1:33

किम् उ निरवधि–सत्त्व–संख्यया
निरवधि–कालम् अनुप्रयच्छतः।
गगन–जन–परिक्षय–अक्षयम्
सकल–मनोरथ–संप्रपूरणम्॥

σ: किम् उ निरवधि–सत्त्व–संख्यया निरवधि–कालम् अनुप्रयच्छतः। गगन–जन–परिक्षय–अक्षयम् सकल–मनोरथ–संप्रपूरणम्।

ким у ниравадхи-саттва-сам̇кхйайā
ниравадхи-кāлам анупрайаччхатах.
гагана-жана-парикшайа-акшайам
сакала-маноратха-сам̇прапӯран̣ам..

Что уж <говорить про> постоянно предлагающего без ограничения по числу лиц, безгранично по времени полное исполнение всех заветных желаний, неистощимое вплоть до полного уничтожения небес и народонаселения.

#Ну прям рисуй образа, ставь в ризы и – в красный уголок!
Здесь идёт аллюзия на явно не сформулированный ещё текстом обет бодхисаттвы воплощаться в сам̇сāре до скончания времён, до последнего человека. Если кто понимает, это такой психический ловкий трюк, объясняющий окружающим, почему ты буддист, но вместо того, чтобы заниматься делом и практиковать индивидуальное освобождение, ты ездишь по ушам своей пастве, отъедаешь мамон, содержишь жену, растишь детей, носишь дорогие часы, имеешь автомобиль, огромное подворье и так далее. А всё очень просто: ради вас ведь, убогих, стараюсь!
Это было бы смешно, если б не было так грустно. Вот обнулите на миг свой опыт прочтения текста с опорой на мои пояснения. Теперь представьте, что вы в маленьком теократическом государстве, где власть находится в руках попов. Либо, как вариант, вы в светском государстве, опирающимся на буддизм как на инструмент структурирования общества. В начальной школе на уроках чтения вам дают к изучению яркие красочные рассказы о воплощениях Будды в роли тех или иных бодхисаттв. Вам рассказывают, что бодхисаттвы – это воплощающиеся на земле всемогущие боги. В средних классах на уроках истории вам объясняют, что страной уже долгие века правят бодхисаттвы, что власть их – от Неба. В старших классах вам вводят предмет «Основы буддизма». На нём вы, имея наглухо догматическое сознание (подготовленное предшествующими годами образования), изучаете текст Бодхичарйа-аватāры. Так вот, я даю стопроцентную гарантию, что на основе этого текста вы начнёте истово молиться на бодхисаттв и на их живые воплощения, коими, разумеется – ведь так говорили вам десять лет учителя! – являются функционеры правящей партии. Нужно ли дальше объяснять пропагантистскую роль, возложенную на тексты, подобные нашему БЧА?
Ничего не напоминает? Возможно, молодому поколению не хватает опыта сделать сопоставление. Но люди чуть постарше помнят… Начальная школа – и вот они, рассказы Бонч-Бруевича о Володе Ульянове. Какой он находчивый, какой смекалистый, какой отважный. Средняя школа – и вот нам на уроках истории рассказывают о неоценимой значимости коммунистического движения и его обожествленных вождях – Марксе, Энгельсе, Ленине, Сталине. Старшая школа и ВУЗ – и вот вам Диамат, и вот мы штудируем наш расширенный аналог БЧА под названием Полное собрание сочинений В.И. Ленина. Названия разные, социокультурный антураж разный, но механизм пропесочивания мозгов один и тот же. И другого здесь не дано. Без такого пропесочивания социума быть не может. Вот сейчас в стране нет никакой пропаганды. И? Народонаселение моментально утратило чувство «мы», лишилось векторов дальнейшего развития. Что остаётся? Только перемывать кости ворью, засевшему в правительстве на всех уровнях. Идеология – это мощный инструмент структурирования общества. И если выбирать из двух зол: бредовая идеология или полное отсутствие идеологии, то для социума в целом первое является меньшим злом.
Ну а тем, кто хочет заглянуть за, в любом случае придётся преодолевать эту социальную зомбированность в индивидуальном порядке.

… потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их… (Мф 7:14)#

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *