Не знаю как надо

Относительно недавно (в масштабах безучастной Вечности) мне удалось выложить на портале две программные статьи по метапсихологии. В первой мы поговорили о самом факте существования Программ, Сценариев (http://navyan.ru/?p=9532). Во второй спустились на личностный уровень и установили, что внутренние Сценарии конкретного ума формируют индивидуальные спектакли с особыми ролевыми расстановками (http://navyan.ru/?p=9571). Если вы собираетесь дальше читать данную статью, настоятельно рекомендую предварительно ознакомиться с ними ещё раз. Материал нетривиальный, авторский, поэтому требует усилий для понимания сути.
Теперь давайте попробуем освежить тезисно положение ранее изложенного и сделать некоторые практические выводы из этого.
Жизнь как таковая на информационном плане представляет собой набор неких предустановленных на матричный сервер Программ, которые мы (большинство из нас) напрямую видеть не можем, но можем видеть отыгрываемые ими Сценарии через типичные для каждого сценария Знаки. Давайте я поясню, что Программа – это индивидуальная сущность (ангел, демон). Сценарий – это типичная форма проявления данной сущности. Думаю, это уточнение зарешает.
При личном знакомстве с Программами и Сценариями можно относительно легко прогнозировать дальнейшее развитие Сценария по так называемым опережающим Знакам.
На индивидуальных серверах, т.е. в отдельно взятых умах также имеется набор устанавливаемых в ходе жизнедеятельности Программ (лярвы, одержимости) с типичными для них воспроизводимыми Сценариями.
Поскольку человек – существо биосоциальное, то он нуждается в обществе себе подобных. Поэтому его Сценарии предполагают наличие других людей. Так формируются пьески и спектакли, которые человек (правильнее – ум, но я хочу быть понятым) желает отыгрывать (и таки отыгрывает) в своей жизни с определённой периодичностью.
В рамках конкретной пьески существуют не менее конкретные ролевые расстановки, внутри которых человек-постановщик ожидает от стороннего исполнителя определенной игры.
Теперь рассмотрим походя вопрос о ролевой субординации. Почему в конкретном спектакле всегда кто-то один задаёт правила? И как эта доминантная особь определяется?
На первый вопрос ответит общая теория систем. Любое подмножество людей, наделенное относительной устройчивостью, образует так называемое «коллективное тело», эгрегориальную структуру надличностного «Я». Будь то семья, трудовой коллектив, рота солдат или лагерные сокамерники. Для функционирования в качестве такой надличностной единицы этой системе нужен единичный центр принятия решений. Если таких центров будет два, система окажется нежизнеспособной. Вспомните басню Панчатантры про двухголовую птицу бхарунду. Итак, центр нужен и центр должен быть один.
При выборе постановщика решающими оказываются три фактора, в зависимости от уровня построения системы.
Системы помраченного типа строятся вокруг высокопримативного альфасамца. Повышенный уровень гормонов, маскулинности, агрессивности позволяет стать задающим правила.
Системы смутного типа строятся вокруг лица с максимальным социальным рангом. Причем, ранг определяется не столько занимаемой должностью (поскольку должности часто номинальны), сколько реально имеющимися рычагами влияния. Дело в том, что именно эти системы преобладают в человеческом обществе, часто бывают крайне многочисленны, а многочисленными системами управлять на гормонах невозможно.
Наконец, системы просветленного уровня, будучи крайне нетипичными для человеческого общества, а потому малочисленными и нестойкими, строятся вокруг лиц, имеющих высокий уровень доступа к информационному полю и способных влиять на происходящее непосредственно с причинного уровня бытия.
Иногда, особенно при столкновении представителей разноуровневых систем возникает конфликт: на роль лица, принимающего решения (т.е. постановщика спектакля), претендуют сразу несколько кандидатов. В таком случае возможна масса самых разных вариантов. Но в общем виде либо происходит смена уровня одних кандидатов, после чего выяснение отношений происходит в горизонтальной плоскости, либо каждый остаётся при своих, и единой системы не образуется.
Поскольку микро-пьесок в жизни каждого играется полно, то один и тот же человек может выступать постановщиком в одних и наёмным актёром в других.
Скажем, жена альфа не признаёт социальный статус своего мужа и манипулирует им как хочет посредством лишения доступа к своей трещине или предоставления этого блага во временное пользование за определённую выгоду. В таком случае социальный статус мужчины сохраняется, допустим, в трудовом коллективе, но оказывается низложен, нивелирован, а сам он превращается в подкаблучника. Бывает и обратное. Так, помню, у нас в школе директриса, которой палец в рот не клади, по локоть откусит, была замужем за обычным невзрачным электриком. Так вот этот электрик строил её как хотел и не признавал её социального статуса.
Есть такие (и их преобладающее большинство), кто вообще не ставит своих спектаклей. В лучшем случае может временами исполнять личный моноспектакль. Во всех остальных пьесках он пляшет под чужую дудку, и его это устраивает. В этом объективно нет ничего зазорного. Скажем, вы ведь сами не пишете компьютерные программы, а пользуетесь только теми, которые имеются в доступе.
Я сам долгое время понятия не имел, в каких спектаклях я хочу участвовать, какие роли играть. Про ставить свои пьески даже мыслей не было. С осознанного возраста я жил для других. Допустим, я хорошо учился не для себя, а чтобы родители могли мною гордиться. Еще у меня доминантный дед. И мне всегда было стрёмно получать от него нагоняя. Короче, я достаточно быстро сформировал в глазах своих родных образ такого звёздного мальчика, который легко всего сам добьётся. Никому невдомёк было, что мне не хотелось ничего добиваться.
Самые тяжкие муки у меня всегда вызывал вопрос «Кем ты хочешь стать?» Я не любил кривить душой, но и признаться честно, что не знаю, мне не хватало духу. Были вспышки увлечений животным миром. Хотел одно время стать орнитологом, ходить по лесам и наблюдать за птицами. В общем-то, тяга к лесу сохранилась до сих пор. С птицами вот только не задалось. Потом хотел стать фермером, готовился поступить в Тимирязевку. Но однажды перед сном отец, навеселе, поговорил со мной о моих планах и заявил: «Дурак что ли?! Вот представь, возвращаешься ты домой, а от тебя говном воняет. Да тебя жена к себе не подпустит, любить не будет!» Я был крайне впечатлительным малым (экстрасенсы разве бывают другими?) и… передумал. И знаете почему? Потому что мне уже тогда очень хотелось иметь жену, которая будет меня любить. Крепко-крепко.
Я и в юридический поступил по воле случая. В старших классах как-то случился конфуз, когда ателье по проявке фотоплёнки потеряло всё отснятое мной во время поездки на юг. Те снимки для меня были очень ценны, на них была запечатлена светлая полоса моей жизни. И вот сменявшиеся с регулярностью сотрудницы ателье рассказывали мне больше месяца сказки. А надо сказать, мне в принципе было очень тяжело ходить разговаривать со взрослыми, поскольку я с рождения жуткий интроверт. Мама с папой просто развели руками. И в один прекрасный день я принял всю ситуацию близко к сердцу, ощутил нашу полную беспомощностью перед таким вот произволом сторонних организаций, пошел, купил себе какую-то книжку по только что принятому Закону о защите прав потребителей в единственном на весь городок книжном магазине. Накатал от руки претензию, показал родителям, те переглянулись, расширили глаза от удивления, поохали, поахали и … где-то даже загордились сыном. Ну, видимо, этого выброса в эфир было достаточно. Так или иначе, уже следующий поход в ателье обернулся чудом. Тетя за стойкой, удивленно хлопая глазками, спросила: «Как, разве вам, молодой человек, всё еще не позвонили? Да мы нашли весь тот заказ. И уже всё всем раздали…». В общем, как в той присказке, ложечки нашлись, а осадок остался. Так волей случая, на волне какого-то гормонального срыва, я стал юристом.
С момента учёбы в вузе мне вообще не до сценариев было. Я был одержим одной единственной идеей: открыть смысл жизни. Помню знаковый разговор с тогдашним приятелем. Заявил ему о своих поисках, рассказал в деталях. На что он ответил: «Я не хочу искать никакого смысла жизни. Боюсь, что его просто не окажется. А так вот я живу и верю, что где-то какой-то он есть. И мне от этого спокойно». Ну а я не мог перебиться сытым спокойствием. И следующие восемнадцать лет рыл землю чужих домыслов руками, грыз камни своих фантазий зубами…
Рядом были люди. Но ввиду вышеизложенного мне было не до них. Разумеется, это карма. Разумеется, её приходится закрывать сейчас. Но дайте мне второй шанс – и я сделаю всё точно так же. То, что я обрёл, потеряв всё, стоит понесённых затрат. Я не имею ни единого повода о чём-то жалеть.
До осознанных сценариев я дорос только к 2012-му году. Именно тогда начал делать первые робкие попытки структурирования своебытия и тех, кто в этом бытии со мной вместе находится. К моменту написания этих строк я изрядно набил руку в этом деле.
И вот здесь мы подходим к заглавию статьи:
Я не знаю как надо.
Когда-то я думал, что открою некую истину, поделюсь ею с людьми, и все станут счастливы. Да, да, я именно так и думал. Причём мой юношеский максимализм вопреки всем предсказаниям доброхотов продержался очень долго. Лет до тридцати двух-тридцати трёх точно. Исходя из ложной посылки того, что идеал у всех один, я неслабо мял людей. Не брал за них ответственность, не заботился о них с отеческой или даже материнской любовью, а именно мял. Корёжил их психику своими «надо так и вот так». На стадии, когда ты не ставишь спектакли, не распределяешь чётко роли, ты вообще не имеешь права развешивать кому-то свои «надо».
Ну а когда за годы вынужденного знакомства с общечеловеческими Программами я вдруг ясно увидел этот механизм индивидуальных инсценировок, то… охнул и прослезился. Подумайте сами. Вот есть виртуальное пространство под названием Интернет. Вы можете сказать однозначно, чем в этом пространстве нужно заниматься всем? А… э-э… То-то и оно! Теперь уподобим наш мир такому виртуальному пространству. Кто может сказать, кому и чем тут заниматься, кому в каких спектаклях какие роли отыгрывать? Правильно! Никто! Ещё раз: ни-кто не знает и не может знать, чем вам тут надо заниматься.
Когда я говорю, что не знаю как надо, то имею в виду всех посторонних. Годы работы со своим умом позволили мне определить параметры своей роли. Причём, так странно. Внешне у меня нет никаких якорей, мне не с чем отождествляться, поскольку в социальном плане я полный ноль. Даже мои друзья пускали одно время слухи и сплетни за спиной о том, что я сошёл с ума, ибо в здравом уме невозможно по доброй воле в одночасье отказаться от всего, что я имел. И тем не менее именно я чётко знаю параметры своей роли, знаю мои ролевые расстановки и требования к актёрам в моих пьесках (такие же завышенные, как к самому себе), а потому могу пресекать с разной степенью жёсткости попытки втянуть меня в чуждые мне постановки.
Раньше меня легко было построить, взять в оборот. Почему? Потому что я не знал не только как надо вам, но не знал и как надо мне самому. Поэтому с определённой периодичностью оказывался «пушечным мясом» или «дойной коровой». Ну а поскольку я, как и многие из вас, сладкий, то на мёд слеталось немало пчёл разной степени полосатости…
Я могу считать ваши фоновые Программы из бессознательного, я могу просчитать на годы вперёд ваши активные Сценарии из ума. Но я понятия не имею, надо вам всё это или нет, а если надо, то зачем. Если вас весь этот фарш устраивает, он не может не устраивать меня. If it’s good enough for you, then it’s good enough for me. Ровно до того момента, пока вы не напросились в мой спектакль…
Итак, я только что мягко и поступательно подвёл вас к нетривиальной и неочевидной мысли:
никто не может знать как вам надо.
Единственный кто может это знать – вы сами. Но, повторюсь, мало кто хочет узнать. Остальные вклеиваются в предлагаемые миром роли. Поэтому часто ощущают себя не в своей тарелке, ибо роль чужая. А чужая роль, как мы помним из Гиты, несёт опасность.
Что следует из только что озвученного вывода? Много чего. Но для меня наиболее важным обстоятельством является то, что я не вижу ни единого основания претендовать на роль гуру. Вот тяги гурствовать правда никогда не было. Гуру – это тот, кто настолько зафиксен на своей картине мира, что считает её единственной, окончательной, незыблемой. Я за свою жизнь пожил в таком количестве разных картин мира, что только чудом не тронулся умом. А может и тронулся, да не заметил… Как бы то ни было, я не могу – и самое главное не хочу – вещать с позиции «надо так». Эта ролевая расстановка изначально предполагает отношение к вам свысока: Я ок – вы не ок. Меня такая расстановка не прельщает.
У меня, в свою очередь, с детства была катастрофическая нехватка друзей. Не приятелей, с которыми пиво в подъездах водкой запивали, а друзей, с которыми ощущаешь родство где-то на уровне груди. Прям вот подумал о человеке, а тебя всего волнами переполняет… Поэтому я даже с ребятами, которые младше меня на 12 лет, строю отношения с позиции равного друга. Я понимаю, что часто это становится камнем преткновения для отношений со мной: излишняя близость обесценивает дружбу. Но, повторюсь, это уже мои спектакли, мои расстановки, мои правила. Возможно, однажды я наиграюсь в «друга». Но пока мне эта роль очень дорога.
Собственно, поэтому же на портале нет – и, надеюсь, не будет – никаких законченных систем моей мысли. Я не хочу своё «надо» делать вашим «надо». Если у вас есть какие-то вопросы по жизни, в разделе «Помощь» указаны мои координаты. Если вопросов нет, я тем более ничем не могу быть вам полезен. Все кому надо общаются со мной тет-а-тет. А безликая масса читателей меня мало интересует. Поэтому и тексты я пишу скорее как сиюминутные зарисовки «на злобу дня», не вынашивая планов собрать эти зарисовки воедино. Никакой единой картины тут нет.
Но именно такая подача оказывается максимально эффективной. Читатель понятия не имеет, что важно, а что нет. Поэтому каждому отзывается то, что созвучно его личным Программам.
Итак, мои хорошие, я правда не знаю, как надо вам. Но после долгих лет режима «не знаю как, но точно не так» я теперь знаю, как надо мне. И вот этот последний момент стал каким-то поворотным. Потому что теперь позволяет мне структурировать не только свои мозги, но ещё и пространство вовне меня.
Выделите время, задумайтесь над прочитанным. Возможно, перечитайте ещё не на раз. Если вы поймёте отстаиваемый мной тезис о том, что никто не может знать как надо вам, кроме самих вас, вы обретете новые степени свободы, начнёте себе позволять то, чего раньше отрицали, ослабите влияние чужих второсортных навязчивых идеологий и нравоучений. Либо, что более вероятно, вы станете осознанно выбирать, в чьих спектаклях и на каких ролях участвовать. Одни роли делают нас лучшими версиями самих себя, другие вынуждают угасать.
Да пребудет с вами свет…

4 комментария

  1. Марина

    Да пребудет с нами всеми только свет.

    Ответить
  2. Марина

    Нет, угасать и страдать не будем. Только светить и радоваться. На другое я не согласна) С Рождеством.

    Ответить

    1. Тебя чего так кидает из стороны в сторону, как перекати-поле? Взяла ноту — и тяни. Решила светить и радоваться — так свети и радуйся! А не прикидывайся умирающим лебедем уже на следующие сутки.

      Ответить

Добавить комментарий для Радим Навьян Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *