Чёрная пунктуация

Совершенно не нормировано использование пробелов до и после знаков пунктуации. Пишется ли । или ॥ слитно с предшествующим текстом? отделяется ли от него пробелом? отделяется ли пробелом последующий текст?
Чаще всего пробел присутствует как перед, так и после любого знака препинания.

Традиционная грамматика утверждает, что в санскрите только два знака препинания: । данда и ॥ двиданда. Но при чтении собственно текстов вас ждёт сюрприз-сюрприз.
Вот простенький отрывок (подводящий комментарий Садашивендры Сарасвати к сутре 3.10):
ननु ‘प्रतिक्षणं परिणामिनो हि भावा ऋते चितिशक्तेः’ इति न्ययेन चित्तस्य सर्वदा परिणामप्रवाहो वक्तव्यः ; तत्र व्युत्थितचित्तस्य वृत्तिप्रवाहः स्फुटः, निरुद्धचित्तस्य तु कथमित्याशङ्कयोत्तरमाह–
Мы видим дополнительное использование
а) кавычек для выделения цитаты,
б) логических запятой
в) и даже точки с запятой,
г) тире для отделения комментария от последующего комментируемого текста.
Помимо этого – причём гораздо чаще вышеприведённых знаков – используется
д) вопросительный знак.
В отдельных изданиях имеются
е) открывающая и закрывающая круглая скобка и(ли)
ж) открывающая и закрывающая квадратная скобка.
Итого – как минимум семь знаков препинания, использование коих грамматически не регламентируется.
Восьмой момент касается не знаков препинания, но членения текста на абзацы. Изначально текст писался слитно, сплошным массивом. Деление списков с манускриптов на абзацы – как и большая часть вышеприведённых знаков препинания – мифотворчество редакторов и корректоров. Вам покажется нелепым, но для учёных, готовящих издание того или иного комментария, оформление оного является по сути единственным способом выделиться. Логически стройное деление делает текст более читаемым, а значит, легкоусвояемым. То же самое деление текста на абзацы показывает, как минимум, что редактор понимает (или думает, что понимает) внутреннюю логику развития мысли автора настолько, что может выделить осмысленные текстовые отрывки.

Несмотря на все заверения консерваторов и пуристов (к коим относится и сам автор сих строк), санскрит – такое же живое явление, как и все другие языки. В силу того факта, что им пользуются люди, которым важно иметь развитый инструментарий, соответствующий реалиям языковой ситуации, в нём – санскрите — появляются явления, весьма далёкие от того, чему учат в академиях.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *