Соотношение Иметь и Быть в познавательной деятельности

Вся современная система образования построена на объектном подходе, суть которого изложена нами отдельно. Объектный подход, напомню, даёт на выходе схоластическое описание, лишённое прикладного значения. Психика носителя знания, полученного при таком объектном подходе, метит это знание как непрактичное. И задвигает на задворки памяти. Увы, это не самое серьёзное последствие. В конечном счёте никто ведь не мешает сделать познавательный процесс субъектоориентированным, положив в его основу целеполагание. Однако, на практике всё не так просто. Методология школьного обучения формирует стойкое представление о том, как нужно осваивать знание. Или, переиначивая, каким должна быть познавательная деятельность человека. Берёшь книгу, читаешь от корки до корки, отвечаешь наугад на проверочные вопросы, получаешь отметку. Всё. Десять (в случае с вузом – пятнадцать) лет такой практики и вот у вас уже привычка, отточенная до остроты условного рефлекса. То есть, вы вообще не способны познавать мир иначе, чем в режиме школоты. А поскольку такой процесс познания крайне неэффективен, непрактичен, то вы принимаете единственно верное решение из веера доступных вам возможностей: отказываетесь от познавательной деятельности вовсе. Чем же она заменяется? Заменяется она подражанием. Вы начинаете копировать тех, кого ваш ум считает успешным, достойным поклонения, достойным копирования. Вот отсюда и то общество гладкошерстных обезьян, лишь по недоразумению способных извергать несвязные фразы на языке ублюдков. На сегодняшний день в свободном доступе не существует ни единой педагогической методологии, позволяющей принципиально изменить положение вещей. Не существует по одной простой причине – в абстракции это просто невозможно. И дремучие индусы поняли это раньше всех нас. Поэтому традиционное образование (не современное, а изложенное в первоисточниках) строилось исключительно на личной связи послушника с умудрённым, достойным всяческого уважения наставником. Механизмы, запускаемые при таком межличностном общении, невозможно описать понятиями современной западной науки. А следовательно, нет и самого предмета для изучения, если смотреть глазами методиста.
Переходим к вынесенной в заглавие статьи проблеме. Соотношение Иметь и Быть – общефилософское. В практической плоскости, как показывает мой многолетний опыт, каждый заявлявший о своей приверженности Быть рано или поздно продаётся за конкретные Иметь. Но применительно к познавательной деятельности речь должна вестись совершенно о другом. Смотрите, какая штука. С первых минут жизни каждый из нас оказывается как бы «выдавлен» из своей телесной оболочки в окружающую среду. Это обусловлено, в первую очередь тем, что все анализаторы и манипуляторы имеют практическую ценность именно как инструменты взаимообмены с миром за пределами нашей кожи. В итоге наше сознание лишается опоры в самом теле, начинает вылезать из него наружу как зубная паста из тюбика. На следующем этапе, лишившись субстрата (коим задумывалось это самое тело), оно – сознание – начинает искать себе новые опоры. И, разумеется, не находит ничего более подходящего, чем объекты окружающего нас мира. Такова, вкратце, психическая основа для выстраивания общества потребления, для превращения людей в, по меткому выражению моего приятеля, потреблядей. Поскольку ни один внешний объект по показателю устойчивости и постоянства не превосходит устойчивость и постоянство нашего собственного тела, то, субъективно ощущая зыбкость бытия, сознание изо всех сил пытается скомпенсировать неважнецкое качество количеством. По сути, это ещё одна мощнейшая привычка, ничего более. А дальше эта привычка распространяет своё владение и на сферу познания. И выражается это в том, что человеческое существо начинает коллекционировать артефакты, ассоциируемые со знанием, с мудростью, с пониманием. Одни коллекционируют манускрипты, ни разу ни один из них не читая. Другие коллекционируют мнения по поводу этих манускриптов. Третьи коллекционируют восторженных последователей, завороженно слушающих красноречивые тирады по поводу мнений других по поводу манускриптов. И так до безконечности. Если кратко, то современный человек не умеет совершенно ничего, но знает, кто и что сказал по любому поводу, знает, в какой папке его компьютера или на каком сайте лежат те статьи, которые позволят ему разобраться с проблемой. В общем, жалкое зрелище. И, судя по всему, существовавшее испокон веков. Потому что все упомянутые явления детально рассмотрены в коренном тексте Йога-сутр. На чём хотелось бы заострить внимание? Общефилософская категория Быть с включённым предикатом «тем-то и тем-то» в смысле наличия определённых умений, навыков, опыта в случае каждого первого праздношатающегося персонажа подменяется категорией Иметь «то-то и то-то», что заставляет меня ошибочно полагать, будто я есть «то-то и то-то». Если вы начнёте присматриваться к духовным ресурсам, то увидите у каждого из них одну и ту же хроническую патологию – за знание выдаются артефакты, создающие иллюзию знания. Каждый такой ресурс – это просто сборище чужих мнений, чаще всего взаимоисключающих, с неявным целеполаганием как авторов этих мнений, так и хозяев самого ресурса. Впрочем, целеполагание хозяев ресурса как раз кристально ясное – привлечь внимание и заработать бакшиш. Чтобы не заканчивать статью на минорной меркантильной ноте, ещё пара слов о следствии такой подмены Быть на Иметь. Основное следствие заключается в добровольном отказе человекосистемы от собственного развития. Согласно общей теории систем А. Обтемперанского, любая система, отказавшаяся от собственного развития, моментально становится субстратом для развития тех систем, которые от этого не отказались. Поэтому когда мне тыкают пальцем в какие-то внешние причины, мол, посмотри, как нас спаивают, одурманивают через СМИ кидают на бабки (блин, опять про деньги), мне реально хочется метнуть с правой в висок такому олуху. Как будто вас насильно заставляют делать то, что вы делаете. Нет, нет и ещё раз нет. У человека всегда есть выбор. Даже если этот выбор будет для него последним. На этой мажорной ноте и прервёмся.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *