यो॰ अ॰ २.०८

.

॥ दुःख–अनुशयीП111 द्वेषःС111

एवं दुःख–तद्–साधनयोः यः क्रोधः, सः द्वेषः, इति अर्थः॥

Грамматика
1 दुःख–अनुशयी – сложное слово вида татпуруша родительного падежа (ропа). दुःखस्य अनुशयी = दुःख–अनुशयी

2 अनुशयी – прилагательное अनुशयिन्। Здесь взято в форме мужского рода, единственного числа, именительного падежа. Согласовано в роде-числе-падеже (РЧП) с определяемым словом द्वेषः। Смотреть склонение существительных на ॰इन् (-in). У Зализняка — параграф 90.

Аналогично в единственном числе в именительном падеже будут:
धर्मिन् => धर्मी обладающий добродетели (в философии — носитель качеств или субстанция)
बलिन् => बली могучий
भोगिन् => भोगी утешающийся Миром
योगिन् => योगी йогин, возвращающийся к Истоку
रोगिन् => रोगी больной
В словаре ищется так называемая «основа слова». В данном случае это रोगिन्। योगिन्। बलिन्। и также अनुशयिन्।

3 द्वेषः – понятно.

6 комментариев

  1. Наташа

    А вот -ии в конце слова я так толком и не расшифровала.
    Наверно оно из -и.
    Нашла слово शी – лежать.

    Получается у меня:
    Неприязнь лежит после страдания.
    или
    Неприязнь — это лежащее после страдания.

    Ответить

    1. Вторая конструкция по грамматике верна.
      Я добавил пояснения в текст. Думаю, это позволит уточнить детали перевода.

      Здесь я зря приставку अनु отделил дефисом, это только в заблуждение вводит.

      Ответить
      1. Наташа

        Ну тогда.
        «Неприязнь — есть следствие действия страдания».
        Смысл вроде тот же остается… я там тоже пыталась прилагательное изобразить)

        А вопрос тогда возникает. Полезно ли перебарывать?
        Сама я думаю, что, наверно, полезно. Минус на минус — плюс не дадут.

        Ответить

        1. «Таким образом एवं, смысл अर्थः следующий इति–
          двеша द्वेषः – это такая सः злоба क्रोधः, которая यः [рождается от] духкхи दुःख– и [всего] её вызывающего तद्–साधनोः»

          Что с этим делать, можно понять, лишь разобравшись с механизмом.
          Дело в том, что психика человека — вещь реактивная. Она самопрограммируется. Если я раз за разом злюсь на объективно существующие мучения, то однажды, когда эти мучения кончатся, я по привычке будут скулить на ближних, на бога, на прохожих, на правительство, на… в общем, на всех кто под руку подвернётся. И поскольку для меня такое состояние привычно, то даже мысли в голове не появится, что можно жить по-другому. Вот почему иногда приходится носом тыкать некоторых. Чтобы одумались.
          Это как белка в колесе. Или лягушка в засохшем колодце. Ну просто не с чем сравнивать: текущее психическое состояние кажется единственно возможным. «Не мы такие, жизнь такая», угу.

          На самом деле свои программы преодолеть крайне сложно. Я наблюдаю за многими уже по несколько лет кряду: а они внутри всё те же, как заезжанная пластинка. И это страшно.

          Ответить

    2. То есть, логика следующая: Когда Мир накатывает на вас, а вы не знаете правил игры, то неприязнь (или резче — ненависть, злоба) будет появляться сама собою. Так уж устроена психика.
      Кстати, перебарывать привычку осуждать всё и вся — очень сложно. Особенно в условиях, когда действительно хвалить практически некого и не за что.

      Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *