Воззрение: штрихи к портрету

Если лишить человека способности мыслить, то он окажется способен лишь воспринимать энергоинформационные потоки и рефлекторно проявляться вовне.
Способность мыслить – отличительная черта человека. Она нашла отражение даже в видовом названии Homo Sapiens. Мышление – это способность постигать частности и соотносить их со своими потребностями.
Мышление формирует мировоззрение. Но тут есть тонкость. Чтобы о чём-то помыслить, это что-то должно сначала попасть в поле зрения человека. В противном случае можно всю жизнь прожить, не зная, что такое пейджер.
Полноценное образование должно способствовать взращиванию рабочего мировоззрения. Это высшая, просветительская задача любого образования. Но современное школьное образование не способствует формированию целостного мировоззрения у ученика. Просто потому, что нет ни одного наставника, являющегося носителем целостной системы. Один учитель знает предмет математики, другой физики, третий вообще тут директором работает. Наставник в истинном смысле должен чётко понимать прикладные аспекты своей дисциплины. Зачем она нужна ученику?
Смотрите, какой парадокс. Есть школьная программа. Предполагается, что школьник должен овладеть ею полностью. Но, позвольте усомниться в возможности оного. Ведь если действительно возможно было бы владеть всеми дисциплинами на уровне системного знания, то учителя узких предметов были бы просто не нужны. Нужен был бы лишь один учитель с этим самым системным знанием. Точнее, энное количество учителей-универсалов, чтобы распределить между ними нагрузку. Всё. Но попробуйте попросить помощи у учителя английского языка в решении задачки по химии. Уверяю, она будет смотреть на формулы как баран на новые ворота. Спрашивается: если состоявшиеся взрослые дамы и мужи не обладают системным знанием, то имеют ли они право требовать с учеников безупречного знания по своей дисциплине? Ведь у последних помимо её английского ещё химия, черчение, история и прочие радости.
Я это к чему? Школа не может дать целостного знания в силу простого факта: там нет носителей этого самого целостного знания. А это неизбежно приводит к тому, что мировоззрение человек начинает формировать на улице. Путём подражания своим авторитетам.
Проблему можно решить только осознав её очертания. Едва ли кто-то даже подступился к этому. В противном случае давно бы вернулись в строй инструменты нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения. Мы выращиваем отпрысков, горящих желанием свалить за рубеж, стремящихся нацепить на себя любые цацки, лишь бы только казаться не русскими. Мы лишили своих детей образцов для подражания. Мы требуем от них то, чего не придерживаемся сами. А на это у нас нет морального права. И любой ребёнок чувствует нашу внутреннюю лживость. А потому не горит желанием послушаться.
Я хочу привести пример с Индией. Это нищая страна, где примерно восемьдесят процентов населения живут за гранью добра и зла. Но даже в их костистых тщедушных телах, страдающих от хронического недоедания и переработок, присутствует больше бога, чем во многих из нас.
В Индии существуют организации, сохраняющие и преумножающие культурное наследие предков.
Взять тот же санскрит. Отснят шикарный курс разговорного санскрита. Настолько педагогически выверенный, что даже не зная языка хинди, на котором ведутся комментарии, можно понять значение используемых фраз и выражений.
Периодически проводятся мероприятия идеологической направленности. На них перед школьниками выступают учёные мужи и рассказывают о величии языка санскрита, о санскрите как праматери всех индоевропейских языков, как основе дравидийских языков, о санскрите как языке величайших учёных. По всем позициям можно дискутировать. Но вы должны понять: мировоззрение – это всегда некая сумма убеждений «я считаю, что…».
Человек должен гордиться своей причастностью к той или иной общности. Только такое мировоззрение можно считать рабочим. Человек должен с младых ногтей понять, что в любой другой среде он, как бы ни пыжился, он останется чужаком. И поэтому, если даже ему не нравится текущее положение дел в родной стране, его священный долг – посвятить себя служению во имя возможных перемен.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *