Книга и Человек

Я продолжаю серию кратких заметок на злобу дня.
.
Можно ли учиться по книгам? Имея за плечами двадцать пять лет опыта самовоспитания, уверенно заявляю – нет, нельзя.
Не спешите забрасывать тапками, дочитайте до конца.
Что такое книга? Книга – это заданность формата. Причём заданность жуткая. Книга как явление вполне самостоятельная должна обладать законченностью. Иными словами, книга – это в пределе знание, поданное в системе. Вот именно это свойство книги быть законченной и является жуткой заданностью. Отсюда сразу несколько сложностей.
Первое. Построение законченной системы – вещь крайне времязатратная в пределах одной головы. А клавиши понажимать (бумагу помарать) хочется многим. Во что всё сказывается? В плоскость плагиата, разумеется. Это единственный выход. Правда, горе-автор, не имея критериев оценки привлекаемых сторонних материалов, обязательно (закон бутерброда) натащит всякого вздора у таких же лицедеев, как и он сам. В результате этого мы имеем книгу избыточную, книгу несистемную, книгу аляповатую и малопригодную. Но поскольку у читателя знаний всегда ещё меньше, чем у писателя (иначе бы он сам рвался уже в писатели), то вся эта галиматья сходит авторам с рук. Да и ротация кадров играет свою роль: уходят старые борзописцы, на их место приходят новые.
Второе. Разумеется, есть самородки с системным знанием. Несколько на страну. Но вот в чём беда. Система знаний в оперативной памяти вся целиком не помещается. Выгружать его — знание — можно только частями. Под конкретную задачу, под конкретные ресурсы. Поэтому уместно будет сказать: знание всегда ситуационно. Чтобы выдать его на сторону, нужно знать, под кого мы оформляемся. А книга всегда пишется «нидлякого», потому что для всех сразу. В итоге она содержит лишь кажимость законченности и универсальности. В действительности же она не подходит ни для кого, потому что пытается угодить всем сразу.
Разумеется, это не всё. Важно также держать в уме мотивацию любого автора. Книга пишется либо за деньги, либо за признание. Задачи служить мирозданию в целом путём сохранения и приумножения знания у авторов не стоит. За редким исключением. Встретить которое – величайшая удача в жизни.
.
Я настоятельно советую прочувствовать изложенное, вжиться в текст. И тогда вы поймёте: самое драгоценное – сказанные впроброс, сквозь зубы, пара фраз конкретно вам конкретно от того, кто не страдает ментальным недержанием.
Учитесь ценить живое межличностное общение.
.
п.с. Изложенное не относится к тем, кого я называю служителями света. К тем, кто имеет доступ на уровни смыслов и обладают навыком восстанавливать эти самые смыслы даже в извращённых веками дописок и исправлений текстах. Но это вовсе даже не конкурентное преимущество, а, скорее, тяжкий крест, поверьте на слово. Приходится читать чужую белиберду, загодя зная, что встретить что-то дельное просто не-воз-мож-но. Но с годами это начинает приносить плоды.

8 комментариев

  1. S.D.

    И всё же, на фоне всего вышеизложенного — какой смысл учить санскрит, если вероятность найти полезное в книге близка к нулю, а живых воплощенных носителей этого языка (именно способных на нем думать и общаться, а не читать старинное со словарем и домыслами)… есть ли?

    Ответить

    1. Наше рвение к Духу, к Нетленному, в чём-то должно выражаться. Осознавая, что самостоятельно санскрит не выучить, но приступая к его изучению, мы являем Господу неизмеримую веру в Его всемогущество. Ибо только Он своим чутким руководством (изнутри ли или через своих воплощённых слуг) может свершать невозможные дела.

      И потом, не всё так грустно. Допустим, я веду переписку на санскрите с носителями традиции. Рада учит именно разговорный санскрит, безо всякой духовности пока. Грустно то, что в среде филологов-соотечественников я не сумел найти адекватного подхода к санскриту. Готовится новая Хрестоматия для чтения. Я делал её вычитку. Отписал редактору два десятка страниц замечаний. Основное: полное отсутствие концепции. Санскрит нужно учить так, как учат в Индии в начальных классах школы, в упрощённом прочтении. Собственно, в своих текстах именно это прочтение (ещё более упрощённое) я и использую. А при классическом написании текст с листа прочитать не сможет никто. Воспроизвести голосом сможет. А понять — нет. Но я лично это воспринимаю как просто ещё одно дополнительное препятствие на пути к Мудрости.

      Ответить
  2. S.D.

    Читая искаженные множеством дописок тексты, написанные неизвестно когда и для кого, тратя на это ОЧЕНЬ много времени и сил — не лишаете ли себя возможности получить те же знания другим путем? Напрямую. От Бога? Погружаясь в Себя — если это Вам уже доступно. Что заставляет Вас именно читать так много?
    И — опираться в описаниях мира на эти тексты (в той же статье о ролях)?

    —————
    Простите великодушно, если мои вопросы покажутся дерзкими — нет ни малейшего желания задеть, только понять.

    Ответить

    1. Я могу написать своими словами. Но психика читателя так устроена, что он живёт преданиями и мыслит авторитетами. Меня читатель не знает, представления не имеет. Поэтому без опоры на первоисточники текст в его глазах не может быть авторитетным.
      Это первое.

      Второе. Уровень прозрений мудрецов Индостана просто недостижимый. То, какой они сами представляют нам свою религию сегодня, это просто внешняя обёртка. Всё самое ценное, разумеется, они держат в тайне. Есть тексты под полным запретом. Например, сами Веды (риг, яджус, сама, атхарва). Их можно рецитировать только получив посвящение. Сюда же относятся все узкоклановые мантры.
      Но есть тексты, которые можно вскрыть путём получения наставлений. Как можно получать наставления от носителей традиции? Очень просто: изучать комментарии мастеров на санскрите к санскритским же текстам. Это позволяет продолжать развиваться самому. Потому что долг любого богослова — продолжать наставляться в мудрости всю жизнь. Это его священный обет.
      Современные пандиты даже не представляют, на какой золотой жиле сидят. У них замылился глаз. Так обычно бывает, когда переешь чего-то. Допустим, сладкого. Так, что аж тошнит при одной мысли. Вот так и с ними сейчас происходит. Поэтому божественный сценарий предписал вскрыть все их первоисточники. В традиционном обществе это было бы сделать просто невозможно: вам никто бы ни за какие деньги не дал опубликовать или отсканировать или отфотографировать свою святыню, слово Божие. Но врождённое помрачение любого человеческого существа — оно на то и помрачение, что если его не убирать, то даже в духовность можно помрачённо играть. Вот они теперь и играют. Неумело делая деньги. Не берусь судить, чем это для них закончится. Только многие индийцы, у которых с рассудком всё в порядке, утратили веру в своих гуру. Это факт.

      Ответить
  3. S.D.

    Спасибо за развернутый ответ.
    Но у меня все-таки еще вопрос:
    задача богослова — не только всю жизнь получать наставления от более мудрых (еще и не ошибиться в выборе наставников), но и поддерживать связь с Богом, верно?
    Тогда верно ли транслировать сейчас те заповеди (инструкции, программы), что были посланы (и записаны) тысячелетия назад?
    Вдруг на данный фрагмент Воля Бога (задача, инструкция, запущенный алгоритм) чуть отличается? Кто же будет улавливать и транслировать это, если богословы — чтобы сослаться на авторитеты — будут закапываться в первоисточники?
    И мудрость индийских Наставников, даже если велика, подойдет ли для реализации в условиях нашей действительности?
    Конечно, можно говорить, что общие принципы работают везде, но Бог создал людей хотя и, может, равноценными, но разнообразными… ?

    Ответить

    1. За пределами органического мира нет понятия вчера, сегодня, завтра. Это вечные программы. Они существуют каждая в своей области.
      Иными словами, существует программа безбожия. Те кто хотят так жить, живут так. Существует программа богоборчества. Тоже по желанию можно найти в ней убежище.
      Существует программа «возвращение блудного сына». Они уже написаны. Как содержимое жёсткого диска, запускаемое по-очереди, но имеющееся в наличии всё одновременно.
      НО!
      Они не человеческим языком написаны, а неким божественным вибрационным кодом. И от конкретного приёмника зависит, как он раскодирует программы.
      Если человек безбожник или богоборец, он неизбежно будет толковать в рамках своего скудоумия.
      Если же человек тянется к Истоку, то ему приставят одного или нескольких наставников, воплощённых или не очень. И они вместе начнут проверять, какие переводы многомерного в трёхмерное являются наиболее эффективными, а какие дают сбои в момент восприятия их третьими лицами. Это долгий тяжкий кропотливый труд. Тонны породы в грамм руды.

      В условиях нашей действительности веды в лоб не подойдут. Я кратко объяснил почему: взрослый русский человек, будучи существом костным и уже оформившимся, не способен вместить в себя всю палитру красок внутреннего мира самого измученного голодом индийца. На это потребуются десятилетия. Но многословность — это признак невысокого уровня. Чем выше, тем всё проще. И если знаешь принципы, этого вполне достаточно. Для начала. А потом сам захочешь углубляться, если однажды сумеешь втиснуться в те самые «узкие врата». Тебя больше ничего другое волновать не будет (этот механизм описан в Бхагавад-гите).

      Истина в пределе очень проста: всю свою жизнь человек совершает череду выборов между Прахом и Вечностью, между Смертью и Жизнью. Если он понимает, в чём именно заключается этот выбор, то ни о каких особенностях национальной культуры говорить не приходится. Этот выбор внекультурен, он общечеловечен. Для каждого один и тот же. Просто в разных культурах его по-своему притчами выписывают. Выбирают ту форму подачи идеи, которую сможет усвоить немощный ум слушателя или читателя.

      Бог создал людей одинаковыми в потенции быть частичкой бога. А вот кто и что с этим делает, за то Господь не отвечает. Такова его любовь: позволять своим созданиям быть самостоятельными.

      Ответить
  4. S.D.

    Спасибо.
    Простите, пожалуйста, но у меня есть вопрос, который я не готова оставлять даже на Вашем сайте в открытом доступе.
    Можно написать Вам на почту?

    Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *