Видья, тапас, рага, тьяга

नास्ति विद्या–समं चक्षुः, नास्ति सत्य–समं तपः, ।
नास्ति राग–समं दुःखं, नास्ति त्याग–समं सुखम् ॥
.
Не न* существует अस्ति1НВ31 (अस्) равный видье विद्या–समंП311 орган зрения चक्षुःС311, не न* существует अस्ति1НВ31 (अस्) равный правде सत्य–समंП311 подвиг तपःС311। Не न* существует अस्ति1НВ31 (अस्) равное страсти राग–समंП311 горе दुःखंС311, не न* существует अस्तिС311 (अस्) равного отказу त्याग–समंП311 счастья सुखम्С311 ॥
.
नास्ति в слитном написании допустимо переводить через русское «нет» в значении физического отсутствия.
.
Давайте вместе разберём по частям.
1. Не существует глаза, равного видье. Внешними органами зрения мы можем воспринимать цвет и форму предметов. Видья позволяет видеть скрытую суть любого явления. Иными словами, только видья делает человека истинно зрячим.
2. Не существует подвига, равного правде. Вы удивитесь, но в этом мире правда никому не нужна. Здесь всё пропитано ложью. Ложь формирует ошибочные представления. Ложь является инструментом вашего порабощения, управления вами. Ложь же позволяет делать на вас деньги.
В условиях, когда все врут, нужно быть самоотверженным, чтобы рискнуть сказать правду. Приведу пример из крайнего. Во «Собрании индийских мудрецов» меня забанили за пост о том, что современная наука является инструментом разрушения божественности в человеческом мире и кратчайшим путём в ад для всего человечества. Второй пост в эту же ветку от меня просто не приняли. Детали можете посмотреть в разделе «Публикации».
Чтобы понять, насколько тягостен подвиг говорения правды, вам однажды нужно рискнуть самим подвизаться на это дело. И вы вдруг обнаружите, что в десятках случаев ежедневно вы кривите душой. Кривите, потому что вынуждены поддерживать какие-то там социальные связи, какой-то там свой статус, образ и прочую буету. Вы малодушно прощаете себе все эти шалости, выискивая сопливые второсортные оправдания в тех или иных текстах. Вот почему искусство говорить правду – высочайший подвиг.
3. Не существует горя, равного страсти. Здесь всё самоочевидно. Мы это уже разбирали не раз.
4. Не существует радости, равной отказу. Здесь нужно пояснить. Санскритское त्यागः обычно переводят как оставление, отвержение в значении «отвержение земного».
На самом деле, здесь всё несколько тоньше. В своей обыденной жизни каждый из нас ежедневно встречается с десятками микро-выборов. Уступить старушке место в трамвае или отвернуться в окно? Пропустить пешехода на зебре или прибавить газу? Выместить недовольство, накопившееся за трудовой день, на семейных, или стерпеть? Вынести мусор сейчас или нюхать вонь до следующего дня? Согласиться на честный контракт по выгодной для компании цене или сделать выбор в пользу невыгодного контрагента, который предложил тебе откат? Взяться за юридическое сопровождение рейдерского захвата чужой собственности или отказать, несмотря на то, что клиенты – твои давние друзья? Поехать в выходные на шашлыки или взять томик Бхагавад-гиты и углубиться наконец-то в чтение. Сходить в ресторан и заказать свиную отбивную или приготовить дома чечевицу с поджаркой, а разницу стоимости пожертвовать нищим? Прислушаться к совету духовно более зрелого друга или продолжать своевольничать? Сходить с девочками в кафешку или пройти очередной урок «Кройки и шитья»?
Эти и куча других мелких выборов кажутся каждому из вас невинностями, шалостями, забавой. Но в действительности именно совокупность таких выборов и определяет ваше состояние. Это единственное мерило вашей духовности.
Так вот, त्यागः – это умение отказываться от своих интересов в пользу интересов Высшего. Высшее не обязательно будет Богом. Важен общий закон иерархии, о котором писал А.Обтемперанский. Высшим может быть интерес семьи по сравнению с личным интересом. Интерес общества по сравнению с интересом семьи. Интерес государства в целом по сравнению с интересом общества. И так далее.
Как правило, любой выбор двоичен: принять вошедший в сознание соблазн или отказаться. Но отказ – ещё не всё. Освободившееся место нужно чем-то заполнять. Вы можете отказаться идти с подружками в «Шоколадницу», но закажете домой пиццу или роллы. Это явления однопорядковые, вы поменяли шило на мыло. Вот если после отказа вы объявляете домашним, что у них сегодня постный ужин во имя Всех Святых Угодников (ну или ещё как-нибудь приподнесите), а потом этот самый постный ужин сами приготовите, тогда да: есть отказ и это отказ в пользу Высшего. Вы позволяете всем домашним капельку потерпеть во имя Святости. Пусть и не объясняя детали, не важно.
А почему практика такого отказа от предлагаемых миром соблазнов является наивысшим счастьем, можно познать только на личном опыте.
.
Такое вот изречение.

1 комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *