Поляризация подходов к практике

.

Наш мир поляризован. Морок двойственности поддерживается простейшими сменами света и тени, дня и ночи, наличия и отсутствия.
Родиться без омрачения невозможно. Первородный грех лежит на каждом. Не родился от святого духа славы и воды слова божьего, то так и умрёшь во грехе.

Отсюда следствие: любой наставник имеет за плечами особый рисунок личных омрачений. Да, да, представьте себе, принцессы тоже какают!

Но если अविद्या является общим местом, то наличие четырёх остальных видов душевного бремени разнится от души к душе. Иными словами, обращение душ происходит с разными пропорциями трёх агрегатов в душе, с разной степенью взращенности психических отягощений. Этим обусловлены и особенности подхода того или иного мастера.

Не претендуя на серьёзность, я попробую «подышать» возможные ситуации, начиная с конца. Очевидная поляризация вида रागः – द्वेषः при пристальном рассмотрении оказывается более дробной и слоёной.

Итак, душа в अभिनिवेशः, занята мирскими проектами (не важно в каком виде). Духовным наставником считаться не может. Потому что сама не освобождена (планы мероприятий, необходимость поддерживать единожды выбранный публичный образ всеведущего, неизбежные вопросы и ответы на них от кучи совершенно незнакомых людей, потоки чужих мыслей и так далее. Это тип слепого, ведущего слепых к погибели.

Шаг назад: द्वेषः। Несмотря на то что это предпоследний тип обременения, именно на нём построена добрая половина наиболее рабочих систем духового развития.
Попробую объяснить почему. द्वेषः – это чуткость к мучениям दुःख (читаем самостоятельно сутру 2:8). Это уже от-вращение к Миру. И до об-ращения к Богу – один шаг, нужно только умудриться увидеть вторую часть доступного выбора. Буддизм, санкхья, йога – у всех этих дисциплин отправная точка – द्वेषः। Вспомните, Сиддхартха отправился искать лекарство от «рождения, старости, болезней, смерти». То есть его уже мир своей враждебностью и неотвратимостью источников страдания заставлял мучиться внутри.
Поэтому обычно Мастером становится тот, кто, пройдя от авидьи до абхинивещи, отказался добровольно и интуитивно от последней, остался в двеше, из которой и принял обращение.

Шаг назад: रागः। Здесь мы имеем уровень недо-Мастеров. Они становятся проповедниками на своём нисходящем потоке. В силу большого запаса небесной славы они по жизни катят как по зелёной. В итоге у них возникает иллюзия, что мы живём в раю, что Господь любит нас изо всех щелей, из отдушин. Так порождаются доктрины некоего всеединства, адвайта-веданты, кашмирский мистицизм и прочие тантры в публичном прочтении.
Иными словами, если соловей заливает на широкую публику о мистике, значит он на нисходящем потоке, то есть его двеша и абхинивеща ещё впереди.
Если же мастер находится в состоянии राग на восходящем потоке, то мы имеем мощную эзотерическую школу для узкого круга посвящённых. То есть тот же мастер, который на уровне द्वेष вещает массом о муках человеческого бытия, в узком кругу, реализовав уровень राग, легко показывает, что все психические процессы принципиально слеплены из одного и того же теста, то есть можно быть всеядным и во всём видеть одно.

Шаг назад: अस्मिता। На восходящем потоке у души есть личность, но нет поляризации «чёрное-белое». Обычно это Мастер Присутствия. Ему достаточно просто Быть, чтобы в вашей жизни пошли перемены. Поэтому Сатсанг или возможность присутствия рядом с Сущим ценится выше всего среди подвижников.

Шаг назад: अविद्या। Преодолев на восходящем потоке личностные ограничения, душа выходит за пределы человеческой формы. Теперь она развивается в кругу безплотных, где с неё снимают тончайшие отягчающие слои. Такие являются в развоплощённой форме дерзновенным подвижникам.

Все эти типы наставников: скоморохи, негативщики, позитивщики, присутственники и отсутственики — есть в любой религии и даже в среде материалистов якобы безбожников.

Мастера восходящего потока способны довести до того уровня, на котором сами в текущий момент находятся. Поэтому они обязаны усердствовать в своей личной практике. Мастера нисходящего потока, продавцы щастья, работают инструментами усиления чужих заблуждений, чтобы нескучно было, местный папа любит, когда народ тусуется.

В этой связи ребячеством будет сравнивать какие-либо системы по принципу «выше-ниже». У них у всех есть нужная многослойность. Просто по-разному ставятся акценты. Вы же в любом случае будете иметь дело не с системами духовного знания как такового, а с конкретными примерами их воплощения. Во всяком случае, я искренне вам этого желаю. Чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *