Отлагательный падеж на материале Йога-сутр

В санскритской грамматической традиции у падежей нет названий. Только порядковые номера. «Пятый падеж» (П-5) पञ्चमविभक्तिः в западной традиции принято именовать отлагательным, аблативом, Ablativus на латыни или Ablative case на английском.
Поскольку в мышлении русскоговорящего человека аналогов П-5 не существует, то при изучении грамматики санскрита ему приходится уделять повышенное внимание.
Основное значение, передаваемое при помощи П-5, описывается как «движение от кого-либо, чего-либо». Но такое значение встречается главным образом в текстах повествовательного толка: баснях, эпосе, поэмах. И частота его употребления весьма умеренная.
Когда же мы берём в руки научный трактат, то с удивлением обнаруживаем словоформы в П-5 на каждом углу. При этом смысл «движения от…» в своём буквальном прочтении совершенно однозначно отсутствует.
Посмотрим на примере текста योगसूत्र॰, как выглядят типичные языковые выражения с использованием П-5 в значениях, отличных от основного.

В научных текстах, отражающих объективированный в виде письменной речи мыслительный процесс с соблюдением правил формальной логики (правил правильного мышления), основным значением П-5, пожалуй, следует считать указание на (перво)причину в цепи причинноследственных связей.
Для понимания простой пример на русском:

«От сладкого трещат уши».

Дополнение «от сладкого» – типичный П-5 в языковом мышлении средствами санскрита, указывающий причину, породившую следствие «трещат уши».
При описании духовных практик роль причины в П-5 обычно играет сама практика, её звено, отдельный элемент. Следствие – получаемый с помощью практики результат – ставится чаще всего в П-1 (именительный падеж).
В вышеприведённую схему, скажем, укладывается описание прямых плодов всех यम॰ и नियम॰.

Например,
सन्तोषादनुत्तमः सुखलाभः ॥ ०२.४२॥
Вследствие полной सं॰ удовлетворённости तोषात् – непревзойдённое अनुत्तमः обретение लाभः сукхи सुख॰.

तज्जयात्प्रज्ञालोकः ॥ ०३.०५ ॥
В результате покорения जयात् её (самъямы) [то есть – овладения ею, освоения на уровне навыка] तद्‍॰ – сияние आलोकः праджни प्रज्ञा॰.

Ну и, в заключение, не совсем обычный пример двойного П-5, где (2) проясняет причинно-следственную связь, порождаемую (1).
कायेन्द्रियसिद्धिरशुद्धिक्षयात्तपसः ॥ ०२.४३ ॥
От подвижничества तपसः (1) – совершенство सिद्धिः тела काय॰ и каналов восприятия इन्द्रिय॰ вследствие устранения क्षयात् (2) нечистот अशुद्धि॰.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *