БЧА 3:1

अधुना पाप–देशना–अनन्तरं पुण्य–अनुमोदनाम् आह–
Теперь, следом за признанием в грехах, он говорит про сорадование добродетелям:

#Признанию, раскаянию в грехах посвящен второй раздел БЧА.#

अपाय–दुःख–विश्रामम्
सर्व–सत्त्वैः कृतं शुभम्।
अनुमोदे प्रमोदेन;
सुखं तिष्ठन्तु दुःखिताः॥

σ: अपाय–दुःख–विश्रामम् <सत्> सर्व–सत्त्वैः कृतं शुभम् प्रमोदेन अनुमोदे। दुःखिताः सुखं तिष्ठन्तु।

апāйа-духкха-вищрāмам
сарва-саттваих кр̊там̇ щубхам.
анумоде прамодена;
сукхам̇ тишт̣ханту духкхитāх..
С восхищением я сорадуюсь совершенному всеми существами добру, являющемуся отдохновением от страданий в дурных формах жизни. Пусть страждущие почувствуют себя хорошо.

#अपायः – (будд.) Дурное состояние бытия, имеющее три разновидности: посетитель ада, животное, голодный дух.#

नरक–आदि–गतौ दुःखम् अनुभवन्तः हि परिश्रान्ताः सुकृत–विपाकम् अधिगम्य, प्रतिलब्ध–सुखाः विश्राम्यन्ति कियत् कालम्।
Действительно, испытывающие страдание в адской и т.п. формах жизни, будучи изнурёнными, после встречи с воздаянием за #собственные# добродетели некоторое время отдыхают, обретши счастье.

#Перед нами одна из конвенций, имеющих внеконфессиональную принадлежность – идея воздаяния по заслугам: за добро воздаётся добром, за зло воздаётся злом. С одной оговоркой: это правило работает только на уровне Закона. На уровне Благодати нас ждут любопытные нежданчики. И правило резко утрачивает свою упорядочивающую силу, оставляя развитое сознание один на один со своим миром. Собственно, это и сигнализирует достижение уровня выхода из-под власти Закона кармы.#

«अनुमोदे प्रसादेन» इति संप्रहर्षयामि प्रसन्न–चित्तः। अनुमोदना अपि त्रिविधा– मनसा, कायेन, वाचा च। तत्र प्रसन्न–चित्तः संप्रहर्षयति मनसा, कायेन रोम–हर्ष–अश्रुपात–गात्र–कम्पा–आदिकम् अनुभवन्, वाचा च संप्रहृष्ट–चेतनः तथा–विधाम् एव वाचम् उच्चारयन्– «साधु कृतं, भद्रकं कृतम्» इति।
«прасāдена с удовольствием анумоде я одобряю» #комментарий содержит разночтение к коренному тексту# я воодушевляю, довольный в мыслях. Одобрение же трёх видов: умом, телом и речью. Из них умом воодушевляет довольный в мыслях; телом – испытывая вздыбливание волос, слезотечение, дрожь в теле и т.п., а речью – <когда> будучи восторжен в сердце, изрекает соответствующие фразы: «Правильно сделано!», «Добротно сделано!»

#Вот вам ещё один «буддийский след» тезиса 1:33 Йога-сӯтр. Если вы помните, в нём автор настаивает на восторгании добродетелями других как на одной из четырех базовых парадигм духовного поведения (брахма-вихāра).
Попробуем остановиться на психической подоплёке данной практике. Смотрите, какая штука. Так или иначе нам приходится сталкиваться с примерами достойного, порядочного, высоконравственного, сострадательного, жертвенного поведения окружающих. Будучи существами реактивными, мы едва ли можем уклониться от оценки такого поведения. И варианта у нас три: а) позавидовать и посквернословить, б) сделать вид, что не заметили, в) порадоваться. Первый шаблон реакции с очевидностью усиливает наше помрачение. Второй шаблон лицемерен, поскольку мы скорее всего просто утрамбовываем реально существующую эмоциональную оценку в глубины бессознательного. Смотреть на вещи в режиме прямого видения на данной стадии практики мы не можем. И методом исключения у нас остаётся третья альтернатива: искренне порадоваться величию другого.
Разумеется, здесь практикующего ждёт множество камней. Главным образом, проблема кроется в неспособности адепта самостоятельно отличать добродетель от замаскировавшегося порока. А потому зачастую неизбежно сорадование будет сопровождать поступки с нечистыми помыслами, поступки манипулятивные, притворно-благочестивые. Но даже в этом случае работает принцип наименьшего зла, а сам неофит особо ничем не рискует. Скажем, на продвинутом уровне понимания законов бытия заслуженная трёпка, которую задал муж жене, является добродетелью, а потому обязана вызвать восторг у видящего воочию механизмы кармического воздаяния практикующего. На более низком уровне, обусловленном лживыми нормами общественного приличия, такое поведение выглядит категорически недопустимым и предосудительным. Точнее, осуждать его молодой буддист не может, он обязан его игнорировать (четвёртая парадигма духовного поведения).
Более серьёзные вещи, сопровождающие данную практику, вы либо можете почерпнуть от своего наставника, либо узреть сами, достигнув определённого уровня чистоты ума.#

«सुखं तिष्ठन्तु दुःखिताः» इति यद्–अर्थं तैः तत् कर्म कृतम्, तत् अपि तेषां समृध्यतु, इति भावः॥
«тишт̣ханту пусть почувствуют себя духкхитāх страждущие сукхам хорошо». Идея в следующем: пусть процветает у них то самое, ради чего была совершена ими та карма.

#Строго говоря, весь смысл строфы не вяжется в единое целое. Последняя фраза и вовсе смахивает на попытку отменить Закон кармы, один из немногих базовых постулатов всего буддизма. Страждущие чувствут ровно то, что заслуживают. И в этом их состоянии содержится воспитательная функция воздаяния, формируется окно возможности переосмыслить себя, своё поведение, своебытие. Если же они будут чувствовать себя хорошо, то ни о какой работе с грехом речи быть не может.
Более того, заигрывания с абстрактными «всеми» характерны для психотипов, неспособных сделать ничего доброго для конкретных, вполне себе материальных субъектов.
Неофит не способен своими молитвами активизировать чужие заслуги настолько, чтобы они начали плодоносить в нарушение очерёдности. Даже если в отдельно взятых случаях такое возможно, у механизма есть побочный эффект: на это тратятся заслуги самого адепта, а конкретный облагодетельствованный становится ему должным. Но надо понимать, что перед нами «обманка», основанная на взаимодействии с внешним миром психопрактика, имеющая действительной целью трансформацию мира внутреннего, т.е. психики самого адепта. Аналогичную практику на своих семинарах давал много лет О.Г. Торсунов, предлагая несколько минут кряду начитывать простую, но действенную аффирмацию: «Я желаю всем счастья… Я желаю всем счастья». Но как только вы увидите или узнаете, как в действительности работает данная практика, вам едва ли захочется её практиковать. Просто для примера: представьте человека, стоящего посреди шумной улицы и бубнящего «Я раздаю всем деньги!.. Я раздаю всем деньги!», сопровождая свои сентенции соответствующими действиями. Sapienti, что называется, sat.#

2 комментария

  1. Наташа

    А если видя добродетель — получаешь понимание – «я тоже так могу». Это не четвертый вариант получится?

    Ответить

    1. Мысли “я тоже так могу” предшествует либо одобрение, либо скрытая зависть. Т.е. сначала эмоциональный отклик, после которого запускается уже рассудочное мышление. Мы имеем два варианта: “Фу, эка невидаль! Я тоже так могу” и “Вау! Но ведь я тоже так могу!”

      Ответить

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *