БЧА 3:6

याचन–अनन्तरम् इदानीं परिणामनाम् आह–
Теперь следом за мольбой автор заводит речь про <психическую> трансформацию:

एवं सर्वम् इदं कृत्वा,
यत् मया आसादितं शुभम्।
तेन स्यां सर्व–सत्त्वानां
सर्व–दुःख–प्रशान्ति–कृत्॥

σ: एवं सर्वम् इदं कृत्वा, यत् शुभम् मया आसादितं, तेन सर्व–सत्त्वानां सर्व–दुःख–प्रशान्ति–कृत् स्याम्।

евам̇ сарвам̇ идам̇ кр̊твā,
йат майā āсāдитам̇ щубхам.
тена сйāм сарва-саттвāнāм
сарва-духкха-пращāнти-кр̊т..
Да буду я для всех существ утешителем всяких скорбей благодаря тем заслугам, которые добыты мной после того, как всё это было реализовано таким (предписанным выше) образом.
एवम् उक्त–क्रमेण सर्वम् इदं पूजा–पाप–देशना–पुण्य–अनुमोदना–आदि; कृत्वा विधाय, यत् मया आसादितं प्राप्तं शुभं सुकृतम्, तेन शुभेन स्यां भवेयं सर्व–सत्त्वानां समस्त–प्राणभृतां «सर्व–दुःख–प्रशान्ति–कृत्» इति निःशेष–व्यसन–प्रशमन–समर्थः भवेयम्॥
Сйāм да стану я; сарва-саттвāнāм для всех живущих; «сарва-духкха-пращāнти-кр̊т» утешителем всяких скорбей, т.е. да буду я способен к разрешению <всех> напастей без остатка; тена благодаря той добродетели; йат которая; щубхам добродетель; āсāдитам добыта майā мной; кр̊твā реализовав; сарвам всё идам это – поклонение <буддам и бодхисаттвам>, признание <своих> грехов, сорадование добродетелям <других> и т.д.; евам таким образом, т.е. в вышеперечисленной последовательности.

#Вообще, семантика стиха неочевидная. С одной стороны, в лоб читается так, что автор направляет на благо всех живых существ те заслуги, которые он накопил благодаря предыдущим элементам вышеупомянутой семичленной молитвы, включая простирания, подношения, покаяния в своём грехе, сорадования добродетели других, просьбы к буддам вращать Колесо Закона и мольбы не покидать живых существ до скончания времён. С другой стороны, мы трезво понимаем, что в ходе всех вышеперечисленных манипуляций с собственным умом никаких существенных заслуг не обретается, чтобы можно было их посвятить благу всех живых существ. Любопытно, что синтаксис комментария такой же двусмысленный, толмач явно не заметил этой языковой неточности выражения мысли.
Самое любопытное начинается, когда мы переходим к анализу содержания строфы. Автор, в типичной бодхисаттвовской манере, намеревается стать утешителем любых страданий для всех живых существ. Дальше по тексту последует разве что детализация данной аффирмации. Но что это вообще за идея такая навязчивая: избавлять от страданий всех живых существ? Если кто ещё не в курсе, я десять лет подряд исповедовал буддизм китайского толка. Так вот, был у меня в этот период любопытный диалог со старшим товарищем. Старшим не по возрасту, а по занимаемому положению в социальной иерархии организации – он был куратором на территории субъекта федерации. Сидим мы, значит, на третьем этаже крупного торгово-развлекательного центра, посреди фудкорта. Сидим и рассуждаем на излюбленную тему о спасении всех живых существ в миры будд. И вот я говорю ему: «Оглянись вокруг. Внимательно приглядись. Вот все те, кого ты собираешься спасать. Посмотри на их лица. Вот влюблённая парочка, едят мороженку в огромном рожке, одну на двоих. Едят, мило воркуют о чём-то своём и улыбаются друг дружке. Вон весело бегают карапузы с какими-то кубиками Д̣ӮGO, не особо запариваясь о тех тяготах и лишениях, которые им уготовила судьба. Вот семейка знатно упитанных обывателей, выглядещие явными завсегдатаями сего места. Судя по блеску глаз, они безумно счастливы очередной раз встретиться со своими старыми друзьями: пиццей, колой и картофелем фри. Вон там, вдалеке, какой-то погружённый в экран ноутбука юноша. Творческий процесс явно поглотил его полностью. Что объединяет всех этих людей? Правильно. Они не проявляют ни единого признака страданий. Тогда с чего ты взял, что они хотят, чтобы ты их куда-то там «спасал» из того места, где они, каждый по-своему, счастливы?..»
Понимаете, какая штука, это было бы смешно, если б не было так грустно. Сознание загружается в локацию, которое создано не им, которое функционирует по законам, установленным до его загрузки. Повертелось, покрутилось и решило: не, мне это место не подходит, свалю-ка я отсюда. Ушло в пещеру, посидело, попыхтело. Свалить в одиночку не получилось. Вернуться и признать, что план не сработал, не позволяет гордыня. Тогда что? Изворотливый ум решает: а скажу-ка я, что не ушёл не потому, что тема нерабочая, а потому, что пропитан безмерным состраданием ко всем вам, дремучим. Ради вас, непутёвых, я и останусь здесь до скончания времён. И вроде действие то же самое: отказ от сотериологической цели личного спасения. Но как эффектно подано! Просто закачаешься…
Одна мудрая женщина в таких случаях говаривала: «Что ж вы так убиваетесь? Вы ж так не убьётесь!» Таки да, не убьются. Но другим крови попортят. Почему? Потому что если тебе здесь скучно, это твои личные проблемы. Когда ты пытаешься убедить в этом же весь сонм временно счастливых, ты не более чем портишь им аппетит своим нытьём и фонтанированием потоков пессимизма. На полном серьёзе: с вышеупомянутого разговора прошло более десяти лет. Всё это время я усиленно наблюдал за окружающими меня людьми и теми программами, под которыми они живут. Поляризация саттвой приностит счастье, поляризацие ражасом приносит страдание, поляризация тамасом приносит нечувствительность. Т.е. страдание – это субъективное переживание одной из трёх доступных поляризаций. И в абсолютном смысле это переживание такое же ложное, как и два других. Ложное, потому что оценочное, необъективное.
Но важно отметить, что на момент написания БЧА градус маразма в буддизме махаяны был ещё достаточно слаб. Речь в тексте третьего раздела не идёт о спасении всех живых существ. Автор достаточно скромно претендует на роль универсального утешителя всякой скорби. В пределах своего ума, разумеется. Поэтому и утешать, по-хорошему, нужно агонию своего же ума, а не вымышленные страдания всех живых существ.
По существу отрывка. Возможно ли утешать чужие скорби своими заслугами? Возможно. Но заслуги обычно тают быстрее, чем утешаются скорби. Можно ли утешать одновременно все страдания всех живых существ? Технически невозможно. В противном случае мифические «сонмы будд и бодхисаттв» давно бы уже превратили это место в райские кущи.#

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *