БЧА 3:25

अद्य मे सफलं जन्म
सुलब्धः मानुषः भवः।
अद्य बुद्ध–कुले जातः
बुद्ध–पुत्रः अस्मि सांप्रतम्॥

σ: अद्य सफलं मे जन्म, सुलब्धः मानुषः भवः। अद्य बुद्ध–कुले जातः। सांप्रतम् बुद्ध–पुत्रः अस्मि॥

адйа ме сапхалам̇ жанма
сулабдхах мāнушах бхавах.
адйа буддха-куле жāтах
буддха-путрах асми сāмпратам..
Ныне моя жизнь приносит плоды: удачлива для обретения человеческая форма жизни. Вот я и родился в семействе будд. Теперь я – сын будды.

#Несложно заметить, что на стадии первичного принятия идеи пробуждения как главной цели собственной жизни подобные сентенции на свой счёт являются форменным бахвальством.
Человеческая форма жизни удачлива для самосовершенствования не только согласно буддистам. Сāн̇кхйаики также утверждают, что именно из человеческого тела возможна реализация Пуруши. Дело в том, что небожители слишком счастливы, чтобы заниматься совершенствованием, а животные слишком глупы для этого. И только человек находится между молотом благодати и наковальней невежества, страдая от своей неразрешимой проблемы экзистенции. Именно возможность дозированно страдать и осмыслять свои страдания и выделяет человеческую форму жизни среди прочих.
Понимая ценность человеческого рождения, автор и говорит, что теперь его жизнь начала приносить плоды: теперь он, как ему кажется (!), занялся делом – настроился достичь пробуждения. Мышление примерно такого же плана, как у начинающего трейдера. Вот он открыл счёт в дилерском центре, установил себе торговую платформу на компьютер, сидит, потирая руки: «Вот теперь-то я начну деньги лопатой грести!» Что автора, что трейдера-неофита ждёт впереди жестокое разочарование в виде открытия истины о том, что вещи совершенно не таковы, какими мы хотим их видеть.
Момент рождения в семействе будд автор связывает с актом принятия бодхичитты. Насколько это соответствует традиции, я не знаю. Скорее всего, так и принято было считать в махаяне. Эпитет «сын будды», а точнее «сын Победоносного» (жӣна-путра), является языковым клише и встречается в махаянских сӯтрах повсеместно.
Наделение себя новыми статусами, новыми чинами – обязательное ритуальное действие на пути трансформации личности. Оно позволяет мощно разотождествляться со своим несуществующим прошлым, высвобождая тем самым ресурс для вечно нового настоящего и такого же несуществующего будущего. Здесь основная сложность – заставить окружающих принять твой новый статус. В противном случае сотни знакомых, продолжая воспринимать тебя прежним, очень быстро возвращают твой ум в прежнюю точку самоотождествления. Это – один из примеров коллективной магии, когда масса решает. Допустим, вы взяли себе новое имя, которое для вас дорого, которое символизирует новый этап жизни. Но у вас нет социальной среды, где вас бы этим именем называли. Продолжая общаться с персонажами, обращающимися к вам посредством прежнего имени, вы очень быстро сдадитесь: новое имя окажется мертворожденным ребенком. Именно поэтому буддисты и ценят общину (сан̇гха) как одну из трёх драгоценностей: общинники помогают тебе максимально быстро отождествиться с новой ролью, ничем не подпитывая твою прежнюю личность, обращаются к тебе по новому, духовному имени.#

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *